1863x

История, История Беларуси

1830-1831 — История одного Восстания

1863x, 3 Ноябрь 2015

ОБМАНУТЫЕ ПОЛЯКИ

Разделы Речи Посполитой и уничтожение ВКЛ долго не давали покоя полякам и литвинам (беларусам).

Царь Александр I, много раз обещавший дать автономию полякам и литвинам до нападения Наполеона, все-таки выполнил свое обещание. В 1815 году после окончания наполеоновских войн по решению Венского конгресса было создано Царство Польское – государство в статусе королевства, находившееся в личной унии с Россией. Представляло оно собой конституционную монархию, управлявшуюся двухгодичным сеймом и королём, которого в Варшаве представлял наместник России. В Королевстве имелась своя армия, укомплектованная преимущественно из ветеранов польских легионов, воевавших в период наполеоновских войн на стороне Франции. Должность наместника занял соратник Тадеуша Костюшко, дивизионный генерал французской императорской армии Зайончек, а главнокомандующим польской армией стал брат российского императора великий князь Константин Павлович, после смерти Зайончека в 1826 году ставший также и наместником. Однако много раз обещанной графу Михалу Огинскому автономии литвины так и не получили. Литва-Беларусь без всяких автономных прав стала частью Российской империи, частью России.

Михаил Клеофас Огинский — идейный вдохновитель проекта по восстановлению ВКЛ.

Поляки, впрочем, тоже вскоре стали чувствовать себя обманутыми. Александр I, давший Польше весьма либеральную конституцию, вскоре сам же начал её нарушать. Так, второй сейм Польши в 1820 году отклонил законопроект, упразднявший суды присяжных (введённые в Польше Наполеоном), на что Александр заявил, что он, как автор конституции, имеет право быть её единственным толкователем.
В 1819 году была введена предварительная цензура, которой до сих пор Польша не знала. Созыв третьего сейма долгое время оттягивался: избранный в 1822 году, он был созван только в начале 1825 года. После того, как Калишское воеводство избрало оппозиционера Винцента Немоевского, выборы там были отменены и назначены новые; когда же Калиш вновь избрал Немоевского, он был лишён права избирать вообще, а Немоевский, приехавший, чтобы занять свое место в Сейме, был арестован на варшавской заставе. Царским указом была отменена публичность заседаний сейма. В такой ситуации третий сейм беспрекословно принял все законы, представленные в него императором. Последовавшее затем назначение на должность брата царя Константина Павловича еще больше встревожило поляков, опасавшихся ужесточения режима.

Константин Павлович Романов

В ноябре 1830-го года в Варшаве шляхетские революционеры восстали против российского самодержавия. Причинами восстания были накопившиеся недовольства шляхты итогами ликвидации Речи Посполитой и нарушения царским правительством конституции 1815 года.

 

ВОССТАНИЕ В БЕЛАРУСИ

Отряд Эмилии Плятер

Царское правительство стремилось не допустить распространения восстания. В Беларуси и Украине было введено военное положение. Однако в марте – апреле 1831 года восстание достигло и Литвы (Беларуси), охватив Ошмянский, Браславский, Дисненский и Вилейский уезды. Ядро повстанцев составляла беларуская шляхта, учащиеся, офицеры, католическое и униатское духовенство. В восстании в Беларуси только изначально участвовало не менее 10 тысяч человек. Позже число восставших выросло. События развивались преимущественно стихийно, хотя и был создан Виленский центральный повстанческий комитет.
По всей Беларуси действовало около 30 повстанческих отрядов, насчитывавших не менее 12 тысяч человек. Наиболее крупными были отряды под управлением С.М. Радзишевского в Вилейском уезде (3,3 тыс. человек), В. Брохоцкого в Дисненском уезде (З тыс.), К.Д. Прездецкого в Ошмянском уезде (2,5 тыс.), Я. Кашица и Н. Мержаевского в Новогрудском уезде (1 тыс.). Им на помощь пришли регулярные польские войска во главе с генералами Д. Хлаповским и А. Гелгудом.
Известен и отряд беларуской «Жанны Д’Арк» Эмилии Плятер. Искренний патриот Беларуси, Эмилия, с детства умевшая хорошо фехтовать и ездить верхом.

Красавица, спортсменка, змагарка.

Двадцатичетырехлетняя Эмилия обрезала свои шикарные косы, оделась в мужской костюм и стала объезжать ближайшие деревни, подбивая жителей на борьбу за отмену крепостного права и за независимость Литвы-Беларуси. Вначале Эмилия собрала отряд из четырех девушек. Затем к ним присоединился кузен Эмилии Цезарь, и в конце концов их отряд увеличился до 400 человек. За проявленную доблесть в неравных боях Эмилии присвоили звание капитана.

В это время в самом Вильно генерал-губернатор Матвей Храповицкий, располагавший трехтысячным гарнизоном, чувствовал себя совершенно неуютно и взывал царя о помощи. Он стал заискивать с горожанами, обещал им все, что только может пообещать современный кандидат в президенты США, и отчасти добился своего: многие виленцы не поднялись на борьбу.

Матвей Храповицкий

Тем не менее, в марте 1831 года восстание охватило-таки Виленскую губернию и часть Минской. Повстанцы захватили город Дисна. 4 апреля 1831 года отряд Эмилии Плятер захватил местечко Езеросы и в неравном бою с казаками понес серьезные потери. Повстанцы вынуждены были отойти. Эмилия с небольшой группой пробились к отряду польского командира Кароля Залусского около Поневежа (ныне Паневежис), которому была поручена организация захвата беларуской столицы. Появление девушек вдохновило повстанцев, и они двинулись на родной город Плятер Вильну. Однако Залусский не справился с организацией этой операции. Каждый отряд действовал самостоятельно. Аналогично повел себя и отряд Плятер. 19 июня повстанцы Эмилии вновь вступили в неравный бой, но захватить город им так и не удалось. Вновь пришлось отступать.

Сражающаяся Эмилия Плятер

Слабость восстания была прежде всего в отсутствии центрального руководства, единоначалия. Нападение на Вильну было тому свидетельством. Все повстанческие группы и отряды действовали разрозненно, становясь в итоге легкой жертвой царских войск. Сдалась Орша. Там от рук казаков погибло 350 человек. Восставшие стали переходить на партизанский метод ведения борьбы и ушли в леса. Однако и партизанам пришлось не сладко. Отряд Станкевича, состоявший из виленских студентов, был разгромлен — погибло до 200 человек. Несколько успешней действовал отряд Красовского на Гродненщине. В него входили крестьяне и лесники. Этот отряд сделал несколько удачных вылазок и нападений на царские подразделения. Но огонь восстания медленно затухал. Варшава была окружена войсками и под ударами пала, а беларуские партизаны к концу лета 1831 года окончательно прекратили бесполезное на тот момент сопротивление. Все вернулись к своим хозяйствам и домам.

Николай I и его реакция на на новость о восстании

Однако отважная Эмилия не собиралась сдаваться. Простуженная и ослабшая на осеннем ветру, девушка некоторое время скрывалась у друзей в Жемайтии. Зимой она отправилась в Пруссию, но ослабший женский организм не перенес трудностей и лишений партизанской жизни. Плятер скончалась 23 декабря 1831 года во время перехода.

В августе 1831 года восстание было подавлено по всей Беларуси, а потом и в Польше. Многих его участников арестовывали и высылали в восточные губернии империи. У шляхтичей конфисковались поместья, лиц недворянского происхождения отдавали в солдаты или ссылали в Сибирь. Своих поместий лишились Огинские, Плятеры, Радзивиллы, Сапеги, Чарторыйские и многие другие. На территории Беларуси в 1837 году было конфисковано 115 поместий с более чем 38 тысячи крестьян-мужчин.

 

ВСЁ НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

В ходе этого восстания по разные стороны баррикад оказались два друга, два великих поэта – беларуский Адам Мицкевич и русский Александр Пушкин. Пушкин, ранее восхищавшийся талантом и умом Мицкевича, вдруг резко стал ему противником в вопросе свободы Польши и Литвы. 26 августа уже после взятия Варшавы вышел гневный стих Пушкина «Клеветникам России». Поводом к этому стихотворению послужили выступления во Французской палате депутатов с требованиями оказать помощь польскому народу. Не то в угоду Николаю I, не то из-за собственного шовинистического угара (или же невежества в этом вопросе), поэт утверждал, что восстание – это-де дело «семейное», а другие державы, мол, не должны выступать по поводу него (уж очень всё это напоминает современные тенденции российских СМИ).

Вот что писал Пушкин 1 июня 1831 году другому своему другу поэту Вяземскому: «их надобно задушить, и наша медленность мучительна. Для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная распря, мы не можем судить ее по впечатлениям европейским, каков бы ни был впрочем наш образ мыслей…» Вяземский, бывший тогда ещё либералом, был в ужасе от «Клеветникам России».

Клеветникам России на памятнике Пушкина в Могилёве. После жалоб общественности, надпись убрали.

В то же время существовало множество людей, восхищавшихся этим стихотворением. П.Я. Чаадаев писал Пушкину 18 сентября 1831 году: «Вот вы, наконец, национальный поэт; вы, наконец, нашли ваше призвание. Я не могу передать вам удовлетворение, которое вы дали мне испытать. Мне хочется сказать вам: вот, наконец, явился Дант». То есть «солнце русской поэзии» засияло для Чаадаева ярче от желания душить поляков и беларусов!? Так, что ли? Получается, что так.

В стихотворении «Бородинская годовщина» (написано 5 сентября 1832 года) Пушкин вновь напоминает «народным витиям», то есть французским демократам, требовавшим выступления в поддержку Польши, а также участникам русско-польских военных действий о традициях русских воинов, которые могут и должны служить гарантией добрых отношений:

«В боренье падший невредим;
Врагов мы в прахе не топтали;
Мы не напомним ныне им
Того, что старые скрижали
Хранят в преданиях немых;
Мы не сожжем Варшавы их;
Они народной Немезиды
Не узрят гневного лица
И не услышат песнь обиды
От лиры русского певца».

Пушкин словно издевается над поляками. Варшава трижды трепетала под сапогом русского солдата: в 1795, в 1813 и в 1831 годах. А будет еще и 1920 год, когда Варшава и вся страна вновь окажутся на грани уничтожения, но поляки на этот раз отобьются.
Одновременно Пушкин выражал и удовлетворение гибелью восстания Польши и Литвы (Беларуси):

«Уж Польша вас не поведет,
Через ее шагнете кости!»

Вяземский, ознакомившись со стихотворением Пушкина, в тот же день он записал в дневнике: «Будь у нас гласность печати, никогда бы Жуковский не подумал бы, Пушкин не осмелился бы воспеть победы Паскевича (командовал русскими войсками в Варшаве в 1831 году — Прим. М.Г.)… Курам на смех быть вне себя от изумления, видя, что льву удалось, наконец, наложить лапу на мышь… И что за святотатство сближать Бородино с Варшавою. Россия вопиет против этого беззакония»…
Увы, в том и отличие России во все годы, что одни возмущались святотатству, а многие другие кричали радостно «распни!»

Оригинал статьи.

  • Anatol

    Разделяй и властвуй.

  • Alex

    Ну восстали там поляки и литвины-белорусы, но что дальше-то?
    Дальше они проиграли, и подавляющее большинство без борьбы смирилось с русификацией и ассимилировалось Россией. Для сравнения, русификация польских земель полностью провалилась! Ну и соответственно смирились и с упразднением ВКЛ.

    А раз перестали сопротивляться и ассимилировались — значит умерла эта лицвинская государственность (если вообще была еще жива после веков ополячивания), и прервался ее исторический путь! Немногочисленные герои погибли, и дело их прервалось. С тех пор на этой земле стали жить то ли москали-русские, то ли омоскаленные белорусы. Которые себе потом и БССР построили, и за Сталина в атаку ходили, и брестскую крепость от «евроинтеграторов» до последнего обороняли.

    Государственность литвинов получила смертельный удар в спину от поляков еще во время унии 1569 года. А за последующие годы поляки не спеша высосали ее остатки, как паук высасывает внутренности из пойманной им мухи. Ко времени разделов Речи Посполитой от нее осталась одна лишь безжизненная трухлявая оболочка в виде ВКЛ как административной единицы.

    Так что эта красивая история — это не история нынешних белорусов, это история других людей, живших здесь до нас. Точно так же, как история индейцев — это не история нынешних жителей США!

    • salty

      По всем открытым источникам и в советское время тоже не скрывалось, что русская армия в результате так называемого раздела, то есть захвата земель нынешней Беларуси, уничтожила более 50% всего населения. Даже учитывая младенцев и дряхлых стариков, выходило, что убивали женщин так как их всегда большинство. Ясно, что наказывали убийством непослушных и свободолюбивых. Понятно, что наши предки ценили волю выше жизни. Но устроив такой геноцид, русские вывели новый вид человека «послушного». По научному «толерантного». Как из волка вывели болонку, так из нашего народа вывели послушных «овец», если не сказать точнее. Нам нужен пастух. Нам нужен кнут. Нет- мы не украинцы… Чеченцам победивший Путин платит дань. Чеченцы имеют свою армию и не служат в российской. Посмотрите со спутника во что превратили Грозный из российского бюджета- Эмираты завидуют. Не думаю (хотя и не исключаю) что даже чеченцы не понесли такие потери как мы в своё время- от 50 до 75% в зависимости от методики подсчёта (отрезка времени, территории и тд). Захватив наши земли русские назвали её белой россией. То есть мы пренадлежим русским. В своё время сыну казненного Пугачева насильно дали фамилию Дураков. Победившие русские нашей стране и всему народу дали аналогичное прозвище. Оно может означать, что я твой отец, я твою маму… Если страна сможет завоевать независимость от своих нынешних хозяев (вот украинцы тоже думали, что получили независимость, как когда то Чехи и Венгры), то от нынешнего названия надо срочно избавлятся- его не отстираешь.

      • Alex

        Откуда такие цифры — от 50 до 75%? Это применительно именно к разделам Речи Посполитой?
        Без пруфа что-то не верится..

        Разве русификация Беларуси и русификация Польши проходили как-то по-разному? У нас резня, а у них вежливо спрашивали, не хотите ли стать русскими? Как-то не логично. Что мешало и у них вырезать 75% населения и из оставшихся сделать послушных овец?
        Все указывает на то, что в отличие от поляков наши этой русификации не сильно и сопротивлялись. И не было никакой «воли выше жизни».

        Кстати, по религиозному признаку как раз присоединение к России для большинства населения было плюсом после жизни в Польше.

        Ну и самый главный вопрос — зачем нам воевать за независимость от нынешних хозяев?
        В современном мире РБ не может быть ни от кого не зависимой. Если не Россия, то Европа и США. Но чем такая жизнь будет лучше нынешней? Вместо Москвы указания пойдут из Брюсселя. И вы ждете улучшения уровня жизни? Посмотрите, как много они для Украины сделали. Для них пару десятков, даже сто ярдов долларов — совершенно не критичные деньги. Они бы ситуацию на Украине изменили принципиально! Но не дают, даже в кредит! Думаете нам помогут больше? Ради чего воевать, терпеть лишения? Чтобы быть нищими оборванцами на пороге ЕС? Если там богато живут Франция и Германия, то это совсем не значит, что точно так же будем жить и мы. Дело не только в правилах и свободе, но и в том, что у них все рынки давно заняты и поделены, и конкуренты им не нужны. А ресурсов у них нет, в отличие от России.

        Так что я не вижу смысла «воевать за независимость». Папуасы на островах вон от России независимы. Наверно у них там рай и богатая жизнь?

        Тут живут нормальные люди, которым тоже в истории есть чем гордиться. И не надо заниматься некромантией и пытаться вбить этим людям в головы, что они наследники ВКЛ. Это исторически противоестественно, и не несет в себе никакой выгоды даже если и будет реализовано.

        • Генадзь

          Безусловно беларусы не наследники ВКЛ, как и русские не наследники мифичной «Киевской Руси». Либо русские наследники СССР-Российской Империи-Киевской Руси, но тогда и беларусы наследники ВКЛ. А уж греки имеют полное право не только Крым, но и на нефтеносные районы Азии.
          История — сказка. Реальность — мы живем в унитарном, суверенном (по Конституции Республики Беларусь). Это наш дом. И даже ежели все 15 бывших республик СССР соберутся снова в Союз — это будет другое государство. Так что возврат СССР (а именно этим мотивируют ЕврАзЭС) такое же мошенничество, как и омоложение меня лет на 25.
          Мы не можем жить самостоятельно, своим умом? Вот так же говорят и про колхозы-фермеры, мол только крупные хозяйства могут эффективно работать в наше время. Но колхозы за последние лет десять получили только официально из бюджета 55млрд. долл. (озвучено Лукашенко, но есть еще другие , косвенные поступления), а я, мелкий крестьянин, не только не получил ни копейки, но и выживаю в условиях, когда государство пытается создать предпосылки к моей скорейшей гибели. Почему так? А потому, что колхозники, как и Вы Alex, не видят смысл «воевать за независимость», а для меня это одна из высших ценностей. Только и всего.

          • Alex

            По поводу нынешней России как наследника Киевской Руси действительно можно поспорить. Но то что Россия — наследница одновременно и СССР, и Российской Империи, и Ивана Грозного — это бесспорно. Потому что за все это время её никто не захватывал и не переподчинял, и не ассимилировал. С Беларусью же как раз наоборот — со времён ВКЛ 2 раза её захватывали и ассимилировали — сначала поляки, потом Россия. Только с конца 18 века и вхождения в состав России и идёт непрерывная история нынешнего населения РБ и его идентичности. В этом принципиальное отличие от РФ, где такой период идёт намного дольше.

            По-моему так ЕврАзЭС или как там его — это не возврат в СССР, а просто объединение по примеру ЕС. Россия же не требует отказа от своей государственности? Вхождение в ЕС и НАТО тоже потребуют подчинения решениям из Брюсселя.

            Своим умом мы жить можем, и я двумя руками только за. И если к нам действительно придут оккупанты, которые будут убивать и унижать людей — я без колебаний возьму в руки оружие.

            Но что вы имеете в виду под жить своим умом? Послать лесом Россию? Тогда надо и Европу послать, ибо они тоже со своими требованиями и рекомендациями лезут не меньше. Но тогда получиться, что надо ото всех закрыться. Нам самим это будет невыгодно. От нас все тоже отвернутся, и жизнь будет и без газа, и без европейских товаров, и со всевозможными визами и пошлинами по максимуму со всех сторон, а то и с санкциями.
            Так что у нас независимость простая — либо с Россией, либо с Европой. Сами мы слишком маленькие, чтобы гордо всех лесом слать.

            И по поводу сельского хозяйства. Я конечно не спец, но сомневаюсь что с уходом АГЛ и приходом Европы вам сразу станет легче жить. Может сейчас ставят палки в колёса по каким-то надуманным проблемам, но в Европе переизбыток сельхоз продукции. У них технологически все очень развито и автоматизированно, продукция качественная и дешевая, и её навалом. После санкций с РФ им бы своё продать. Причём они там все и так на дотациях сидят. Как думаете, нужны ли им конкуренты в виде вас? Похожая ситуация и в промышленности. Поэтому после распада СССР сюда никто и не побежал модернизировать заводы и делать на них современную продукцию. Хотя многие именно это и ждали, и Лукашенко с Путиным тогда не было.
            Не в политике дело, и не в ценностях, и не в правах человека. Просто все рынки сбыта уже давно поделены, и конкуренты никому не нужны.

            И по поводу жизни крестьян, не только у нас все бывает плохо. Если интересно, советую почитать Стейнбека «Гроздья гнева» про приключения фермеров при капитализме.

          • Генадзь

            Постараюсь кратко

            1)История нынешнего населения Республики Беларусь (именно государства Республика Беларусь, а не Белоруссии, или Литвы) идет с 91года. Как и история населения государства Российская Федерация. Да, шел процесс ассимиляции нынешних беларусов, как русскими, так и поляками. Впрочем, кто то же жил здесь до прихода сюда Крывичей, Дреговичей и Радзимичей. Их как то то же ассимилировали? Но по беларусам понятно, а что по россиянам.

            Да — язык русский, но население многнациональное — как быть? Бог с ним, с языком — у кандцев,штатовцев и иже с ними то же как бы один с британцами. Но что есть идентичность, кроме языка (кстати, и язык простого люда Российской Империи отличался от языка Пушкина порою более, чем современный литературный русский от современного литературного беларусского). Вы хотите сказать, что идеология, ценности, элиты, вектора внешней и внутренней политики Российской Федерации и СССР идентичны? Нет, как и не идентичны идеология, ценности, элиты, вектора внешней и внутренней политики СССР и Российской Империи. Это факт. А остальное — идеология. Ну а в идеологии можно себя хоть с Адамом и Евой идентифицировать — все сгодиться. Мы все, постсоветские, в равных условиях = на нулях. А фундамент можно строить хоть из Российской Империи, хоть из ВКЛ, хоть из Владимирско-Суздальского Залесья, хоть из Полоцкого княжества.

            Я не сторонник ни ЕврАзЕС, ни ЕС. Но ежели говорить об ЕС, то он возник из договора об таможнных льгтах металлургам Франции, Германии и БеНиЛюкс. Они начали проигрывать на международных рынках и обратились к властям своих стран — дайте послабления, иначе проиграют все. Попробовали, дали послабления и увидели, что это хорошо. Вот ежели бы так, или приблизительно так, начинался ЕвраАзЕС, т.е. объединятся, чтобы наша общая продукция была конкурентоспособной на международном рынке — тогда да — я был только за это . Но у нас все иначе -политика, бабло. Не, я на это не подписывался.

            Жить своим умом — вовсе не означает кого то там посылать — наоборот — все для нас друзья и добрые соседи:) Ну а по поводу технологий Вы очень не правы — очень хотели прйти к нам буржуи после развала СССР — з.п. была ниже , чем в Китае, а рабочий класс и инженеры были на два порядка выше — мы были сборочным цехом СССР — сюда собиралась рабочая и инженерная элита — сам работал на таком объединении и поездил по коммандировкам — видел, сравнивал, знаю. И МАЗ- МАН не единственный проект был. Да — они платили бы нам в разы меньше, чем своим. Но за науку нужно и доплачивать. Да — они не собирались у нас строить «социализьм» и уж тем более кланяться барам в ножки. Ну вот такие нехорошии они. За что и были выгнаны.Лукашенком. Да-да Так в чем их та вина?Ну а нефть-газ дешевый….. Ну сделаю я дешевый конный плуг. Классный. Надежный. Надежный. А кому он, конный, нужен?

            Не знаю, как мне будет в Европе ( я же сказал, что туда я ПОКА, до проведения ряда реформ, не стремлюсь). ну а как мне при Лукашенко, если не жалко времени, можете прочесть вот по этой ссылке http://araty.livejournal.com/51590.html. Где то так.

          • Alex

            Я только в одном с вами не согласен — что фундамент можно строить на чем угодно. Технически это возможно, путём принудительного внедрения в систему образования. Тут только пару десятков лет продержаться, и результат уже будет. Таким образом из нас можно слепить хоть китайцев, хоть викингов.
            Но это не будет справедливо и естественно! Это будет искусственно привитая идентичность.

            А чтобы все было естественно — надо чтобы ребёнок наследовал взгляды своих непосредственных родителей и бабушек-дедушек, т.е. предыдущих поколений. У нас последняя непрерывно наследуемая идентичность именно русская, идущая со времён разделов Речи Посполитой. Вот только на ней и будет справедливым строить наш фундамент!

            Ещё один критерий — это выгода. Если допустим завтра Китай захватит всю Евразию и станет гегемоном, то кто-то может и решит отречься от своих русских корней и записаться китайцем. Это будет вопрос будущего, может даже вопрос жизни и смерти. Такое поведение не очень достойно, но оно хотя бы логично.

            В случае же нашем попытка строить фундамент на истории ВКЛ и не естественна, и не несёт никакой выгоды!

          • Генадзь

            Я согласен с Вами, Alex, что это не справедливо и не естественно. Но так делают. Как правильно ассимилировать завоеванные народы можно прочесть у древнеримского деятеля, которые это относил к народам Британии. Т.е. в первую очередь даже не система образования, а ,главное, детей туземной элиты воспитать в духе метрополии, чтобы они начали считать свое, родное, чем то низменным, презренным, достойным забвения. Вот, допустим, я — беларус. С рождения от бабушки , она с поднепровья, слышал беларускую мову. Не литературную — откуда же простой крестьянке 1906г.р., с парой классов образования владеть литературной. Но это была беларуская. Моя мать, специалист совхоза, уже говорила на трасянцы, но когда она рассказывала байки-притчы-прыказки, коих она знала множество, то она их расскзывала на беларусской, т.е. на том языке, на котором она их слышала в детстве. Отец, правда, говорил ближе к русскому — хотя по паспорту он беларус, но его отец, мой дед. был из России. Переехали на Полесье, медвежий угол, знаменитая Рудобельщина, там все разговаривали на беларусском. Своеобразном, где слова как бы сливались в целое, соединялись звуками типа «са», «бу», «мо», но это был беларусский.
            В школе я все предметы, кроме русского и немецкого, изучал на беларускай. Учителя, соответственно, разговаривали на трасянцы, но не современной, а беларусской. И вот в 79 я поступил в Минск (беларусский город!, столица БССР) и начал ежедневно выслушивать из-за своего говора «калхозник». «дзяроуня», «крест» , «сначала научись по человечески разговаривать, а то блеёшь, как баран» и т.д. За года три у меня исчезло из речи все беларусское на столько, что позже , живя в России, во мне по говору даже заподозрить не мог беларуса. Как видите, при всем своем заявленом «интернационализьме» . СССР проводил ту же имперскую политику, что и Древнеримская Империя.
            А вот учили меня нановь быть беларусом поляки. Ну, как учили — поляки то же нас особо признавать не желают. Просто когда я жил и работал в Гродно, то у меня, понятно, было очень много друзей-поляков. И вот я пытался выяснить, почему они меня уважают как человек и не очень то , как беларуса. В принципе они, кто как мог, объясняли — если вы, беларусы, себя не уважаете, то почему вас кто то должен уважать? Логично, согласитесь.

            Ну и, Alex, если бы мы, беларусы, наследовали взгляды бабушек и дедушек, то мы должны были бы быть беларускамоуными атеистами-антисобственниками:) А вот что у нас идентичность русская, идущая со времен раздела Речи Посполитой с Вами не согласятся те же нащадки выбранцов — у нас в сельсовете аж четыре выбранецкие вески — и они очень большие, самые большие. И они все помнят, кем были их предки в ВКЛ и когда и как у них это отняли. Двести лет помнят! И односельчане моего тестя помнят, как их грабили. Я когда слушал их рассказы о времени коллективизации ( а она там началась в 53), то мне было стыдно за воточников. Мой тесть служил в России и там же после армии остался, но так и не смог прижиться — отзывался о руских с восхищением, но в таком ключе — «лихия людзи — атчаюги» или «все пропью — гармонь оставлю». Так что мой тесть при всем его не простом характере, ближе к полякам, чем к русским. Как и все его односельчане-беларусы.
            Мы — не русские. Мы — беларусы. Будь то русский, поляк, татарин , еврей или мавр, если он считает Беларусь своим домом — он беларус. А ежели пусть даже стопроцентный беларус играет на россиян, либо поляков, либо еще кого в ущер Беларуси, беларускости = он враг беларуского народа.
            А так да , наша история и СССР, и Российская Империя, и Речь Посполита, и ВКЛ, и Полоцкое и Туровское княжество. Вот такая она — сложная и интересная. Вот так на перекрестке путей, народов, вер, культур, мировозрений ковалась и продолжает коваться беларусский народ. Ну а русские? Всяко бывало — бывало, что хуже фашистов они здесь след оставили. А бывало, что наши предки плечем к пелечу стояли с русскими против общего врага. Ну, как и с поляками. Со всеми соседями, которые уважают твои права, твою самость, нужно старатьяся жить дружно. Но , как говорить русская поговорка — дружба дружбой, а табачек врозь.

          • Alex

            Ого как! Я удивлен, что где-то есть люди, которые реально помнят про времена ВКЛ! У меня лично несколько другая личная история, более русская. Хотя родители почти все и местные белорусы.

            Пожалуй нельзя категорично сказать, что ВКЛ — на 100% чужая для нас история.
            «наша история и СССР, и Российская Империя, и Речь Посполита, и ВКЛ, и Полоцкое и Туровское княжество» — вот так будет лучше!

            Только такой момент есть — некоторые из этих этапов были друг другу противоречивы и даже враждебны. Яркий пример — ВКЛ и Российская Империя. Этот переход во многом был насильственный, и была ассимиляция, которая дала свои плоды. Чтобы все точки над i расставить, надо обязательно такие моменты прояснить и как-то друг с другом соотнести, может быть количественно оценить. Например грубо — русские мы на 50%, а литвины на 20%.

            Это важно, потому что если принимать сегодня политические решения на основе истории, то опираясь на разные этапы мы будем получать совершенно противоположные решения! И внутри страны между разными группами людей бесконечно будет конфликт!
            По-моему так последние поколения в такой истории если и не определяют все на 100%, так точно должны быть более весомы, чем те кто жил много веков назад.

            Вы пишете, что русские бывали в истории хуже фашистов. Я так понимаю это про войны ВКЛ с Московией. Но вот ваш дед был русским. А что, если вдруг он кровный потомок того московского солдата, который в те годы на землях восточной Беларуси в резне участвовал? Оно тогда может выйти, что и вы на какую-то долю убийца белорусов хуже фашистов, а другая ваша часть — от этих самых пострадавших белорусов. Как вот человеку в такой ситуации к тем событиям относиться? Можно ли так однозначно чью-то сторону занимать?

          • Генадзь

            Ну как помнят ВКЛ — они помнят, что их деревни были выбранцовские, или выбранецкие,помнят, как их предков в 19веке пытались превратить в крепостных, как они сопротивлялись, как их за это наказывали. Да, они помнят, что их предки до РИ были привилегированной прослойкой крестьян. Чтобы приехать ко мне, мои знакомые проезжают сразу две выбранцовские деревни и отмечают их особенность. Ну да — достоинство-годность у них отняли, а гонор-говнистость, как вид пассивного протеста, закрепился в поведении:)
            Мы — беларусы, вне зависимости от этнической принадлежности. Вот один мой дед сын русского, дорожного мастера, который при строительстве здесь железной дороги покалечился и ему с семьей оставили служебное жилье и пенсион. А второй дед, сын коновала с Украины, который здесь добывал свой хлеб, да и пристроился в примах возле беларуски — моей пробабки. А я — беларус. Моя невестка — русская — её отец сын военного, который в Минске на дмбель остался, а мать из уральского города после учебы приехала сюда да и осталась. А вот дети моего сына и невестки будут беларусами — уже решено:). Кстати, у моей жены течет кровь беларуских татар. Да и откуда нам знать, наш процент русскости-евроейскости-татарскости-шведкости-немецкости-польскости-французскости. Но генетические исследования говорят, что больше всего в этнических беларусах так называемого балтского элемента. Больше, чем даже у литовцев и латышей. Этого элемента больше только у мазуров, но они уже часть польского народа. Так что мы — беларусы — все-все — русские-украинцы-поляки-литовцы-татары-цыгане и т.д. — мы — беларусы. Ну а уж русские, либо эстонцы — столь же вторично, как любитель я охоты, либо защитник животных. Хотя да — право каждого человека быть хоть русским, хоть литвином, хоть яцьвягом обязательно уважать! Если он уважает ту страну и тот народ, где живет. Вот так мы никого делить не будем. Как и с языком — лично я против повальной беларусизации, но вот государственные служащие просто обязаны владеть ОБОИМИ государственными языками. Т.е. ежели ты врач, инженер, строитель, механизатор — говори хоть на идишь, а ежели ты госчиновник. сотрудник милиции, суда, прокуратуры, служишь в беларусской армии — будь добр владеть государственными языками . Это логично. Ведь когда мы сдаем экзамен на вождение, то не говорим, тчо будем ездить только по полевым дорогам и нам не нужно учить больше? Или когда человек учится на юриста, он же не говорит, что будет заниматься только семейными вопросами, потому не обязан учить там уголовное, или хозяйственное право.

            Нет, я не про времена ВКЛ — тогда времена такие были. Это только в сериале «Раскол» добрый царь Алексей Михайлович наказывает своих солдат за то, что у беларусского крестьянина на корм коням скосили овес , в реальности в то время было иначе ( хотя сам сериал мне понравился — впервые после «Андрея Рублева» ощутил погружение в эпоху фильма). В то же время север Германии был обезлюжен в Тридцатилетней войне.
            Я говорю о том, что отступающие немцы (проигравшие, злые), угрожая оружием отняли у деда моей жены коней, но дали в замен раненых, больных, потертых, говоря — вылечишь. Понимали — крестьянину с малыми детьми без коня не выжить. А пришли русские и забрали всё! И брата тестя посадили за то, что он с тестем баранили последнего коня. Все забирали, коров. овец. коней — терпели — но даже без одного коня землю не вспашешь. А земли больше 30га. Тесть до сих пор может до метра показать «свою» землю. Страшные были времена. А еще страшнее было это слышать в бытовых рассказах тех простых людей.
            Вот я о чем. А мой дед был в восточной председателем сельсовета. Мой отец и умер коммунистом. Кстати. он был на подавлении востания в Венгрии. А его брат, он в Москве в военном институте был полковником, до сих пор член российской коммунистической партии. Этим годом звонил — поздравлял с Днем Советской Армии — дядь Грыша был довоолен. А его дочь, моя кузина, имела два оптовых торговых центра в Москве. Где то купила родословную, мол из дворян она, прикупила «поместье» на Смоленщине. Дядь Гриша не общается с ней — так и скзал — «Не заню где она и что она и знать не желаю» Эвоно как! И мать моя по респределению была направлена в Пинскую облость на коллективизацию. Как специолист, правда.
            Т.е. по логике я должен был принять сторону тех, кто проводил коллективизацию. Но я поступил не по логике, а по совести — принял сторону тех, кого ограбили и сам стал вольным крестьянином, чтобы хоть как то искупить вину. Не свою вину.

            А как в такой ситуации быть? Чью сторону занять? Можно спросить у штатовцев. Или французов — в столетней войне нормандцы и аквитанцы воевали против сторонников французского короля. А бургундцы воевали то на той стороне,т о на другой. Кстати, именно бургундцы, будучи союзниками на тот момент французов, выкрали Жанну дАрк и передали англичанам. Те затребовали большой выкуп у французского короля. А тот то ли пожадничал, то ли боялся возросшей популярности Арлеанской девы. Вот как. А сейчас они все — французы.
            Наверное просто нужно подавать историю, как сейчас пишут историю Франции, Англии и все Великобритании, США — было так, было и так, те были по своему прав, эти то же . И в борьбе интересов, взглядов, идей — кровавой, жестокой, братоубийственной борьбе выковалась французская (английская, американская) нация. «Франция прекарсна!». Вот где то так, я думаю.

  • Зьмицер

    Блин, как мне надоели эти спекуляции на тему «Киевская Русь» или «Древнерусское государства». Не было не какого «Древнерусское государства» и при этом, не была одна «Киевская Русь» на землях «Много Руси»; Псковская Русь, Новгородская Русь, Наваполацкая Русь, Чёрная Русь, Черниговская Русь, Суздальская Русь и т.д. и т.п. Руси было много и они были раздельные, это не был один организм и не была Русь империя, как сейчас спекулируют на теме Руси, придумывая на свой лад теории, что Русь была одна и была империей, нет. Руси было много, и они порой могли враждовать друг с другом. Русь называли викинги низменные или холмистые поселения с укреплёнными, деревянными или каменными стенами. Русь могла зваться у викингов, деревянная или каменная вежа, для обозрения окружения и в случаи
    опасности, соглядатай, мог сообщить воинам об надвигающихся врагах. Возле вежы поселялись люди, будавались различные постройки; строились кузницы, строились мельницы с зерном хранилищем, строились казармы, для пребывания и ночлега воинов, строились храмы для жертв приношения, языческих богов и т.п. Возле построек, поселенцы возводили и укрепляли каменные или деревянные стены, вокруг поселения, для того что бы различные враги не могли попасть внутрь поселение. Так поселения растли до уровня отдельных княжеств, и эти княжества тоже звались Русь, как и первые поселения пришельцев, которые пришли с севера и поселились на землях различных племён. Пришельцы-поселенцы звались викинги или варягами. Викинги, как и различные кочевые племена, которые заселяли земли совр. Беларуси, совр. Украины, совр. России были тоже кочевниками (или правильно сказать, мореходами) и эти кочевые племена, между собой враждовали и делали друг на друга на беги. Конечно, для иностранца, который пребыл в Русь, с важным визитам, для какова не будь князья или к главе племени. Русь казалась одним организмам и одной империей, но иностранец не мог знать, что Русь была отдельным поселениям, княжествам, отдельным государствам для тех, кто населял эту отдельную Русь.
    Византия в 9, конец 14 вв. через Киевскую Русь, распространяла своё православие (часть христианства), на языческие племена Восточной Европы. После крещение Киевской Руси, в 9 в. крестилась Полоцкая Русь, а уже через Полоцкую Русь, христианства распространилась на всю территорию Беларуси, на отдельные, самостоятельные Руси; Туровская Русь, Пинская Русь, Менская Русь и т.д. После когда отдельные Руси на территории Беларуси крестились, христианство начало распространяться на территорию России, на Псковскую Русь, Новгородскую Русь и дальше. Первые крестились различная знать, князья, наместники, дворяне и прочие придворные и близлежащие территории этой Руси-Княжеству. Большие части территории, где Русь не хотела креститься в христианство, а проповедовала ещё язычество.

    Как мы видим, Киевская Русь была не частью Руси,а отдельной Руси, как и все Руси были отдельные и не были не «Древнерусским государством», не империей

  • Зьмицер

    Блин, как мне надоели эти спекуляции на тему «Киевская Русь» или «Древнерусское государства». Не было не какого «Древнерусское государства» и при этом, не была одна «Киевская Русь» на землях «Много Руси»; Псковская Русь, Новгородская Русь, Наваполацкая Русь,
    Чёрная Русь, Черниговская Русь, Суздальская Русь и т.д. и т.п. Руси было много и они были раздельные, это не был один организм и не была Русь империя, как сейчас спекулируют на теме Руси, придумывая на свой лад теории, что Русь была одна и была империей, нет. Руси было много, и они порой могли враждовать друг с другом. Русь называли викинги низменные или холмистые поселения с укреплёнными, деревянными или каменными стенами. Русь могла зваться у викингов, деревянная или каменная вежа, для обозрения окружения и в случаи опасности, соглядатай, мог сообщить воинам об надвигающихся врагах. Возле вежы поселялись люди, будавались различные постройки; строились кузницы, строились мельницы с зерном
    хранилищем, строились казармы, для пребывания и ночлега воинов, строились храмы
    для жертв приношения, языческих богов и т.п. Возле построек, поселенцы возводили и укрепляли каменные или деревянные стены, вокруг поселения, для того что бы различные враги не могли попасть внутрь поселение. Так поселения растли до уровня отдельных княжеств, и эти княжества тоже звались Русь, как и первые поселения пришельцев, которые пришли с севера и поселились на землях различных племён. Пришельцы-поселенцы звались викинги или варягами. Викинги, как и различные кочевые племена, которые заселяли земли совр. Беларуси, совр.
    Украины, совр. России были тоже кочевниками (или правильно сказать, мореходами) и эти кочевые племена, между собой враждовали и делали друг на друга на беги. Конечно, для иностранца, который пребыл в Русь, с важным визитам, к какому не будь князю или к главе племени. Русь казалась одним организмам и одной империей, но иностранец не мог знать, что Русь была отдельным поселениям, княжествам, отдельным государствам для тех, кто населял эту отдельную Русь.

    Византияв 9, конец 14 вв. через Киевскую Русь, распространяла своё православие (часть
    христианства), на языческие племена Восточной Европы. После крещение Киевской Руси, в 9 в. крестилась Полоцкая Русь, а уже через Полоцкую Русь, христианства распространилась на всю территорию Беларуси, на отдельные, самостоятельные Руси; Туровская Русь, Пинская Русь, Менская Русь и т.д. После, когда отдельные Руси на территории Беларуси крестились,
    христианство начало распространяться на территорию России, на Псковскую Русь,Новгородскую Русь и дальше. Первые крестились различная знать; князья, наместники, дворяне и прочие придворные и близлежащие территории этой Руси-Княжеству. Были большие части территории, где Русь не хотела креститься в христианство, а проповедовала ещё язычество.

    Как мы видим, Киевская Русь была не империей, как хотят нам навязать с помощью спекуляции, современные мужи, а была отдельной Русью, как и все Руси, были самостоятельные друг от друга.

  • Зьмицер

    Спекуляция на тему Русь (мои раздумья).

  • Зьмицер

    Спекуляция на тему Русь (мои раздумья).

    Блин, как мне надоели эти спекуляции на тему «Киевская Русь» или «Древнерусское государства». Не было ни какого «Древнерусское государства» и при этом, не была одна «Киевская Русь» на землях «Много Руси»; Псковская Русь, Новгородская Русь, Новополацкая Русь, Чёрная Русь, Черниговская Русь, Суздальская Русь и т.д. и т.п. Руси было много и они были раздельные, это не был один организм и не была Русь империя, как сейчас спекулируют на теме Руси, придумывая на свой лад теории, что Русь была одна и была империей, нет. Руси было много, и они порой могли враждовать друг с другом. Русь называли викинги низменные или холмистые поселения с укреплёнными, деревянными или каменными стенами. Русь могла зваться у викингов, деревянная или каменная вежа, для обозрения окружения и в случаи опасности, соглядатай, мог сообщить воинам об надвигающихся врагах. Возле вежы поселялись люди, будавались различные постройки; строились кузницы, строились мельницы с зернохранилищем, строились казармы, для пребывания и ночлега воинов, строились храмы для жертв приношения, языческих богов и т.п. Возле построек, поселенцы возводили и укрепляли каменные или деревянные стены, вокруг поселения, для того чтобы различные враги ни могли попасть внутрь поселения. Так поселения растли до уровня отдельных княжеств, и эти княжества тоже звались Русь, как и первые поселения пришельцев, которые пришли с севера и поселились на землях различных племён. Пришельцы-поселенцы звались викинги или варягами. Викинги, как и различные кочевые племена, которые заселяли земли совр. Беларуси, совр. Украины, совр. России были тоже кочевниками (или правильно сказать, мореходами) и эти кочевые племена, между собой враждовали и делали друг на друга на беги. Конечно, для иностранца, который прибыл в Русь, с важным визитам, к какому ни будь князю или к главе племени. Русь казалась одним организмам и одной империей, но иностранец не мог знать, что Русь была отдельным поселениям, княжествам, отдельным государствам для тех, кто населял эту отдельную Русь.
    Византия в 9, конец 14 вв. через Киевскую Русь, распространяла своё православие (часть христианства), на языческие племена Восточной Европы. После крещения Киевской Руси, в 9 в. крестилась Полоцкая Русь, а уже через Полоцкую Русь, христианства распространилась на всю территорию Беларуси, на отдельные, самостоятельные Руси; Туровская Русь, Пинская Русь, Менская Русь и т.д. После когда отдельные Руси на территории Беларуси крестились, христианство начало распространяться на территорию России, на Псковскую Русь, Новгородскую Русь и дальше. Первые крестились различная знать; князья, наместники, дворяне и прочие придворные и близлежащие территории принадлежащие этой Руси-Княжеству. Были большие части территории, где Русь не хотела креститься в христианство, а проповедовала ещё язычество. Как мы видим, Киевская Русь была не империей, как хотят нам навязать с помощью спекуляции, современные мужи, а была отдельной Русью, как и все Руси, были самостоятельные друг от друга.