Каждый год в конце октября или начале ноября в Минске проходит традиционная акция-шествие под названием “Дзяды”. Это одна из нескольких санкционированных акций оппозиции в год. Последнее время совсем немногочисленная, она выглядит скорее как дань памяти погибшим беларусам, чем как политическое действо. Но когда-то она собирала до 10 000 человек и сыграла важную роль в формировании независимого беларуского государства и распаде Советского союза.
Истоки
«Дзяды» — это очень древний народный праздник беларусов. Он уходит корнями в язычество и остался от когда-то распространенного культа предков. Раньше беларусы верили, что души умерших остаются среди живых, могут быть защитниками семьи и дома. Задобрить этих духов, оказать им внимание и почтение считалось необходимым, и вот в честь них в начале октября делался специальный обряд. Беларусы готовили нечетное количество ритуальных блюд (кутья, клецки, блины, мясо, яичница) и оставляли на столе до утра. Считалось, что ночью приходят “дзяды”, чтобы вновь собраться вместе за столом, посидеть и поесть.
Позже этот языческий праздник был адаптирован христианством, и сегодня православные и католики празднуют в конце октября-начале ноября день поминания умерших. Свои “Дзяды” есть у и других европейских народов. Речь про Хэллоуин, или День Всех Святых, который также отмечается с 30 на 31 октября.
Политическая подоплека и первые Дзяды
В СССР были запрещены все праздники кроме “советских” вроде 1 мая, дня октябрьской революции, дня защитника отечества, 8 марта и нового года. За празднование любых других праздников, как народных, так и религиозных, грозило в разные годы от увольнения с работы до расстрела. Но в 80-тые люди, почувствовав веяние свободы, стали искать свою идентичность, в том числе это выразилось в возрождении таких древних, еще языческих беларуских обрядов, как Купала, Каляды.
В отличие от Купалы и Каляд, новые возрожденные Дзяды почти сразу носили яркий политический и протестный характер. Первая публичная акция на Дзяды прошла в 1987 году, и это был не столько поминальный обряд, сколько политическое мероприятие с выраженной антисталинской и даже антисоветской окраской. Дело в том, что тогда, в эпоху Гласности, в определенных кругах беларуской интеллигенции стали вестись разговоры про преступления советской власти. Например, про массовое истребление беларусов в 30-тые годы и про кровавый 1937 год, когда в одну ночь с 29 на 30 октября чекисты в подвалах внутренней тюрьмы НКВД в Минске расстреляли 139 человек беларуских писателей, поэтов и других деятелей культуры и науки.
Эта страшная ночь с 29 на 30 октября, “Ночь расстрелянных поэтов”, совпадала по времени с днем памяти умерших предков. И акция Дзяды-87 как раз ровно через 50 лет после массакры стала первым символом несогласия нового поколения беларусов с политикой советской власти.
Дзяды’88
Однако по-настоящему «выстерлили» Дзяды через год. Летом 1988 года в популярной газете “Літаратура і мастацтва” была опубликована статья авторства Евгения Шмыгалева и Зянона Позняка под названием “Куропаты: дорога смерти”. В статье авторы рассказывали про массовые захоронения в лесополосе урочища Куропаты на северо-восточной границе Минска. По мнению авторов, там лежат тела репрессированных беларусов, расстрелянных НКВД с 1937 по 1941 годы. Эта статья вызвала мгновенную реакцию со стороны общества и власти. Буквально через 11 дней было возбуждено уголовное дело и началось следствие по массовым расстрелам. Этим же летом прошло первое народное шествие в Куропаты.
Осенью 1988 года молодежные активисты Алесь Беляцкий и Анатолий Сыс подали заявку в горисполком на проведение мирной акции памяти на «Дзяды.» Заявку по началу одобрили. А затем резко запретил, ссылаясь, что она накладывается на празднование 60-летия комсомола. На самом же деле внезапный запрет был связан с созданием Беларуского Народного Фронта осенью того года. Это событие, формирование оппозиционного демократического движения в Беларуси, шокировало коммунистические власти и заставило их закрутить гайки.
Вообще Дзяды’88 планировались как мирная акция памяти расстрелянных жертв в Куропатах. Несмотря на запрет акции, молодежные активисты тайно распространяли по городу листовки, информирующие про мероприятие, и призывали людей принять участие. Но, возможно, таким образом им все равно не удалось бы привлечь достаточно внимания и сделать событие массовым. Неожиданно и против своей воли, активистам помогли с распространением информации сами власти. Дополнительный пиар обеспечили газеты и радио, по которым граждан призывали не участвовать в “несанкционированных” мероприятиях. Благодаря такой рекламе, митинг стал действительно многочисленным.
30 октября 1988 года город был чуть ли не на военном положении. Были закрыты станции метро и приостановлено движение городского транспорта в сторону Зеленого Луга. Люди от центра шли пешком на Куропаты, чтобы почтить память расстрелянных. Но на окраину Минска уже были стянута милиция и внутренние войска, сотни спец. машин и водометы. В итоге акция памяти усилиями властей превратилась в настоящий политический протестный митинг.
Людей хватали и избивали. Толпа смогла отстоять лидера только недавно созданной оппозиции, главу БНФ Зянона Позняка. О почтении памяти, возложении цветов и свеч уже не шла речь. Силовики старались создать капкан и загнать людей в ловушку, применяли слезоточивый газ, топтали людей тяжелыми берцами. Кто-то из толпы в промежуток между участниками акции и стеной милиции кинул пластиковый игрушечный автомат и крикнул: “Стреляйте!” Все могло закончится массовым избиением и жертвами. Каким-то чудом удалось тогда разойтись мирно и избежать смертей.
Значение той акции сложно переоценить, ведь, как показали дальнейшие события, после нее уже было невозможно остановить процесс пробуждения беларуского народа, который закончился созданием независимой Республики Беларусь.
Что было дальше?
Еще более многочисленными акции на Дзяды были в последующие годы. В 1989 году в Куропаты пришли тысячи человек, тогда в память о расстрелянных тут был установлен семиметровый крест, который получил название “Крыж Пакуты”. Этот символ был уничтожен вандалами 7 октября 2007 года.
Тогда в Куропатах вместе с установкой Креста прошел большой митинг, на котором среди прочих выступали непосредственные свидетели расстрелов 30-тых годов. Местные жители окрестных деревень, которые еще детьми слышали и видели, как в лес машинами возили людей и расстреливали их в заранее подготовленных ямах.
В начале 90-тых «Дзяды» окончательно сформировались как общенародный день памяти жертв советских репрессий. В начале ноября ежегодно несколько тысяч человек принимало участие в шествии в Куропаты, мероприятия стали проводиться также в Лошицком парке, где тоже есть массовые захоронения репрессированных. В 90-тых же годах сложилась традиция проведения куропатских толок, когда беларусы добровольно проходили убирать мусор и приводить в порядок урочище, а также традиция ежегодно ставить деревянные и металлические кресты в память о невинно расстреляных советскими чекистами.
С приходом к власти Александра Лукашенко в 1994 году была взята политика на уменьшение исторической значимости Куропат и на маргинализацию акции Дзяды. Имеется в виду, что было сделано все возможное, чтобы Дзяды перестали быть общенародным днем памяти репрессированных, а стал малочисленной акцией узкого круга людей. Для этого, во-первых, был отменен выходной на Дзяды, что просто физически сократило количество участников. Во-вторых, стала замалчиваться и подменяться правда про Куропаты, власти стали распространять мысль, что в урочище невинных людей расстреливали немцы во время Второй мировой, а вовсе не советские нквдшники.
В результате за последние 10-20 лет Дзяды постепенно утратили свое общенародное значение, акция ежегодно проходит по одному и тому же утвердившемуся сценарию — шествие в Куропаты от завода часовых изделий «Луч» на парке Челюскинцев — и собирает от 300 до 700 человек, все участники акции тщательно фиксируются на камеры кгбшниками.
Борьба с мертвыми
Властями не раз предпринималась попытка уничтожить Куропаты. Первый раз в начале 2000-тых во время строительства нового кольца Минской кольцевой автодороги. Тогда прямо через место расстрела пытались проложить дорогу, сравняв урочище с землей. Активистами было организовано дежурство, а противостояние вылилось в столкновение с ОМОНом. В итоге дорогу проложили рядом с могильником, а попадавшиеся человеческие кости были перезахоронены.
В 2012 году была еще одна попытка осквернить Куропаты. Буквально в 50 метрах от охраняемой зоны построили развлекательный комплекс с ресторанами и саунами. Однако тогда запуститься ему не удалось. Но у этой истории есть продолжение, и не самое приятное … З
В феврале 2017 обществу снова пришлось стать на защиту Куропат. Прямо на дороге, по которой водили людей на расстрел и по которой каждый год проходит шествие Дзяды, мингорисполком решил возвести многоэтажное офисное здание. Снова на Курапатах было организовано дежурство, и в итоге застройщик отказался от этого строительства. И это была значимая победа гражданского общества.
В 2018 году открылся тот самый ресторан в Куропатах, а общественное расследование из открытых источников показало коррупционный след в истории со строительством заведения. Однако владельцы ресторана не собираются сдаваться и уже успели прославиться некоторыми скандальными высказываниями и провокационным поведением. Нашлись также люди, которым не претит есть, развлекаться и отдыхать на месте массовых расстрелов. Но стоит иметь в виду, что многие из этих людей либо большие любители Сталина и его политики, либо сознательные провокаторы.
Как бы то ни было мы наблюдаем стремление определенных сил уничтожить Куропаты, затереть значение этого места или абсолютно нагло исказить, мол, расстреливали тут фашисты во время Второй Мировой. Очевидно, это будет еще долгая история-борьба за сохранение памяти про невинно убитых и преступления советской власти.
Уже много лет порядок в Курапатах поддерживается членами партии КХП БНФ. Они организуют уборку территории, они ставят и обновляют кресты, чем вносят огромный вклад в поддержание памяти о жертвах сталинских репрессий.
Вывод
Однажды беларуского поэта Владимира Некляева в одном из интервью попросили составить рейтинг самых значимых, на его взгляд, событий истории Беларуси. Среди прочих он назвал акцию «Дзяды» 1988 года. Действительно, «Дзяды» стали поворотным моментом в нашей истории, после того митинга окончательно стал формироваться Беларуский Народный Фронт, а распад СССР стал неизбежным. «Дзяды» повлияли на самосознание беларусов и сделали реальным появление у нас независимого государства.
Несмотря на сегодняшнюю немногочисленность участников акции и все попытки власти свести ее на нет, ежегодное шествие помогает сохранить память про трагедию в Куропатах. И сохранить сами Куропаты.
Автор — Виктория Пальчис
Записи
— Финансовый отчёт по Дню Воли 2019 и БНР101! — Угроза Кремля, разгул шляхты, проблемы с законом - о чем писали «политологи» ВКЛ — Люблинская уния. Как создавалось «Союзное государство» Беларуси и... Польши — 7 часов, 70 согнанных военных и голосование по указке - как большевики провозгласили ССРБ — Что мы делали в 2018 году?