Нам нужна ваша помощь

Прочитайте наше обращение. Вы важнее, чем думаете.

Просмотреть
Скрыть
1863x

Страж Родины

1863x, 9 сентября 2016

Ближайшее время состоится суд над моим мужем Эдуардом Пальчисом.  Его обвиняют по двум статьям УК РБ ст. 130 (разжигание расовой и национальной вражды) и  ст. 343 (распространение порнографии на сайте 1863x.com). Согласно заявлению пресс-секретаря Следственного комитета Юлии Гончаровой, моему мужу угрожает до 5 лет лишения свободы.

Эдуард создал сайт 1863x.com в 2014 году после известных событий в Украине. Задолго до этого момента он знал о потенциальной угрозе, которую несет РФ независимости моей и вашей страны. Откуда знал? Эдуард просто хороший историк и надо быть совсем идиотом, чтобы знать историю и не сделать выводов о “братской любви” московитов к литвинам-беларусам.

Битва под Оршей между войсками ВКЛ и Польши с одной стороны и Московией с другой, 1514 год.

Битва под Оршей между войсками ВКЛ и Польши с одной стороны и Московией с другой, 1514 год.

Присоединение Крыма и война на Донбассе превратили гипотетическую угрозу во вполне реальную. Власти РФ показали свое намерение и готовность нарушать территориальную целостность суверенных стран-соседей. Осознав, что ничто не мешает Кремлю проделать подобный фокус и с Беларусью, мой муж не мог больше бездействовать. Он создал сайт 1863x.com, и его целью было рассказывать беларусам о нашей истории и культуре, разбудить национальное самосознание беларусов, противодействовать распространению шовинистических убеждений о том, что беларусов не существует, якобы мы всего лишь часть русского народа.

5 мая 2015 года в отношении Эдуарда было возбуждено уголовное дело по ст. 130 УК РБ (разжигание межнациональной ненависти), по материалам сайта была проведена государственная экспертиза (Антон Мотолько может вам много интересного рассказать о государственных экспертизах). Результаты экспертизы не были обнародованы, несмотря на интерес СМИ и правозащитников к этому делу. Более того 25 августа 2016 года состоялся суд, который на основании этой загадочной экспертизы признал материалы сайта экстремистскими. Суд проходил в закрытом порядке, поэтому ни я, ни журналисты, ни правозащитники опять-таки не знаем, что экстремистского нашли эксперты в материалах про Беларусь, беларускую историю. Единственное, что нам стало известно, — это названия статей, в которых экспертиза нашла “признаки разжигания”.

Судья Козлова признает материалы сайта 1863x.com экстремистскими, 25 августа 2016 год.

Судья Козлова признает материалы сайта 1863x.com экстремистскими, 25 августа 2016 год.

Плотный покров тайны вокруг уголовного дела вызывает недоумение. Зачем делать суд закрытым? Почему ни журналистам, ни правозащитникам, ни общественности не показали и не объяснили, за что судят блогера. Почему не опубликовали материалы экспертиз? Говорить о деле Эдуарда – уголовное преступление, так как подписку о неразглашении получили все, кроме разве что моего домашнего кота. Сайт 1863x.com читало до 6 тысяч человек в день, и Следственный комитет нашел на сайте что-то преступное, но никому не скажет что именно. Абсурдно?

Подобный абсурд наводит меня на мысль, что как такового разжигания в статьях и не нашли, а обвинение состоит из воздуха. Я точно и на сто процентов знаю, что мой муж в текстах статей никогда не призывал к насильственным действиям (убийствам, пыткам) по отношению к людям, какой-либо национальности/вероисповедания/сексуальной ориентации, поэтому мне крайне интересно знать, что экспертиза посчитала за “признаки разжигания”.

Глобальная цель ресурса 1863x.com — предупреждение возможной агрессии со стороны РФ, посягательства на территориальную целостность Беларуси. Разве утверждение о суверенности и целостности Республики не есть основным постулатом государственной идеологии? Так с каких это пор в Беларуси стало правильным судить патриотов? Я считаю просто необходимым сделать суд над Эдуардом Пальчисом открытым!

Влажные фантазии русских русских шовинистов о разделе моей Родины.

Влажные фантазии русских шовинистов со sputnikipogrom.com о разделе моей Родины.

Не имея ни малейшего представления о том, как- кем- где- почему проводилась экспертиза, зная лишь заголовки “экстремистских” статей, я решила сама почитать, что же такое написал Эдуард, что могло быть расценено как “разжигание”. Названные на суде “экстремистские” статьи мне не удалось найти на сайте 1863x.com, однако если задаться серьезной целью, то в принципе найти некоторые из них можно.

Итак, среди “преступных” статей значится “Як нам уцекці ад рускага сьвету”. Автор статьи старается разобраться, что такое “русский мир”, рассуждает об общих чертах, свойственных, на его взгляд, адептам “русского мира”. Тут же указываются некоторые факты из истории: “Успомніце, колькі войнаў пачыналася менавіта з “абароны” братоў па веры. У 1558 годзе Іван Жахлівы прыйшоў на нашу зямлю пад лозунгам знішчэння ворагаў расейскага праваслаўя. І ў выніку мы атрымалі вайну, якая каштавала ліцвінам шмат жыццяў. Яго паслядоўнік Аляксей Міхайлавіч у 1654 годзе, ратуючы “белорусцев” ад жыдоў, уніі і лацінян, развязаў Крывавы патоп, які ўнес амаль палову тагачаснага насельніцтва ВКЛ.”, “Чым больш пазнаю нашу гісторыю, тым больш разумею, што з боку Расеі было мала добрага, зато было шмат крыві, гвалту ды прыніжэння.” Предполагаю, эти слова статьи могли быть расценены как “разжигае”, мол, автор выставляет московитов кровавыми завоевателями, принесшими на наши земли смерть и разрушения. Но можно ли отрицать, что исторически Беларусь действительно много воевала с Россией (преимущестенно на своей территории)? Что эти войны стали причиной смертей многих литвинов-беларусов от рук московских солдат? Это просто факт! Пусть даже если эти факты не особо вписываются в любимую русскими концепцию “братских народов”.  Но с каких пор констатация исторических фактов стала расцениваться как “разжигание ненависти”?

В этой статье действительно есть слова уничижительного отношения к представителям “русского мира”, однако автор статьи не ставит знак равенства между понятиями сторонник “русского мира” и русский по национальности.

В статье есть также следующие слова, которые лично мне при критическом отношении (пришлось постараться включить своего “внутреннего следователя”), показались немного обидными для представителей русской национальности:  “Расея і імперыя неразлучны і што б яны там не будавалі, усё адно атрымаецца імперыя. Ну і ўсё гэта запраўлена шчырым расейскім алкагалізмам ад якога і сапраўды ў падрастаючага пакалення можа з’явіцца патаемная лішняя храмасома, як правіла, яна ў 21-ай пары.” Однако и тут автор статьи ничего экстремистского от себя не придумал. Россия последние пару столетий действительно стоила свою государственность по типу империй: Великая Российская империя, СССР (тот же имперский тип управления), РФ, которая снова старается “объединить” вокруг себя “исконно русские” земли. Автор также как бы намекает на то, что русские — алкоголики и русская нация деградирует на фоне употребления алкоголя, однако проблема алкоголизма в России давно известна. Даже статья на Википедии есть “Алкоголизм в России”, которая начинается следующими словами: “Алкоголизм в России — социальная проблема, которая, по мнению некоторых источников, является масштабной и серьезно подрывает социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и угрожает национальной безопасности России из-за высоких уровней заболеваемости, смертности, преступности, связанных с употреблением спиртных изделий, подрывает психическое здоровье и нормальную жизнедеятельность более благополучного населения. Алкоголизм в России, по некоторым оценкам, приобрёл характер национального бедствия и имеет масштабы гуманитарной катастрофы.” Так где же тут разжигание национальной вражды? Когда это говорить правду стало преступлением?

Твое лицо, когда вокруг творится какая-то херня.

Твое лицо, когда вокруг творится какая-то херня.

Возможно, экспертиза усмотрела признаки разжигания в призыве противостоять “русскому миру”.  Давайте посмотрим, что автор статьи нам предлагает делать, чтобы защитить себя от нашествия чужих нам идей. Ведь само по себе неприятие чужой идеологии не является преступлением. Автор призывает (…барабанная дробь… ) объединяться (вот же экстремист!!): “Мы, адзінадумцы, павінны аб’ядноўвацца. У эпоху Інтэрнэту гэта значна прасцей. Стварайце групы ў сацыяльных сетках, тэматычныя сайты, праводзце офлайнавыя семінары і форумы па развіццю нацыянальнай самасвядомасці, не глядзіце расейскае ТБ” <…> “Дык чаму не сумясціць Свята нацыянальнай культуры з рыцарскім турнірам якога-небудзь клуба рэканструктараў Сярэднявечча? І завяршыць гэты фэст канцэртам этна-гуртоў? Ды яшчэ і літаратуру падчас мерапрыемстваў прадаваць адпаведную. Калі чалавек, прыйшоўшы на такое свята, убачыць Пагоню на шчытах старажытных рыцараў, ці не спытаецца адкуль усе гэта ўзялося і чым для нас з’яўляецца? Ці не захоча ён больш глыбей вывучаць сваю гісторыю, гісторыю свойго роду, свайго краю. Трэба расштурхаці ў народзе тое, што так доўга спала, што было завалена думкамі аб чарговай дэвальвацыі, росце коштаў, падзеях ва Ўкраіне, набыцці новага аўто. Можна ладзіць флэшмобы, здзіўляць грамадства.”  Видимо, призывы интересоваться своей историей, развивать культуру, проводить форумы для беларусов на тему беларуской идентичности и слушать фолк-музыку расценены как “разжигание ненависти” по отношению к русским и админ сайта подлежить суду)
%d0%b4%d0%b2

В качестве примера я постаралась проанализировать только одну статью из 9, которые были признаны судом “экстремистскими материалами.” Я не увидела в этой статье того, что можно было бы с уверенностью назвать экстремизмом и “разжиганием вражды”: никаких призывов, никаких подлогов, жонглирования фактами, манипуляции информацией или искажения фактов — ничего вот этого в лучших традициях Киселева с целью разжечь у аудитории жгучую ненависть к другому народу. Поэтому крайне важно, чтобы материалы государственной экспертизы стали известны, а суд в отношении Эдуарда Пальчиса был открытым и прозрачным. В противном случае появляется чувство, что властям есть что скрывать в этом деле и в стране появился новый узник совести.

Автор — Виктория Пальчис.