В Беларусской библиотеке в Лондоне довелось познакомиться с интересным историческим документом — по сути дела, политической программой беларусской послевоенной эмиграции.
Этот документ — Манифест Беларусского освободительного движения (Беларускі Вызвольны Рух, БВР), изданный в 1960 году в Великобритании.
БВР был разветвлённой военизированной и поначалу полуподпольной политической организацией беларусских эмигрантов. Отделения БВР существовали во многих странах Запада. «Костяк» организации составляли ветераны БКА и Армии Андерса — достаточно молодые люди, идейные сторонники беларусской независимости, обладающие военной подготовкой и боевым опытом, оказавшиеся после 1944 года за рубежом.
Современная государственная пропаганда пытается изобразить таких людей злодеями и фашистами только на основании того, что во Второй мировой войне они не воевали в рядах сталинской Красной Армии. Манифест БВР убедительно опровергает эту ложь.
Политическая программа БВР — абсолютно адекватная и умеренная, демократическая, с небольшим уклоном в религию, но при этом однозначно, жирным шрифтом постулирующая совершенно либеральную ценность: «Вольнасьць чалавеку дадзена Усявышнім, і пасягаць на яе ня можа ніхто, у тым ліку і дзяржава«.
Политическая и экономическая свобода, приоритет личности перед государством, социальная справедливость — беларусские послевоенные эмигранты предлагали стандартный набор ценностей, необходимых для нормального функционирования общества. В тогдашней Беларуси, находящейся под советской оккупацией, всех этих вещей не было.
Нет при этом и никаких намёков на ксенофобию, антисемитизм или призывов к агрессии против какой угодно этнической группы.
В отличие от польских или русских националистов, беларусское национально-освободительное и культурное движение, кроме непродолжительного периода пагубного влияния внешних сил, вообще всегда было достаточно адекватным и даже инклюзивным в отношении к людям других национальностей. Достаточно вспомнить, что поэт Зьмитрок Бядуля — этнический еврей, один из председателей Рады БНР Микола Абрамчык имел еврейские и армянские корни (что любят нарочито подчёркивать фашисты из числа сторонников нынешней власти). Поэтесса Натальля Арсеньнева и певец Уладзимир Мулявин — этнические русские, а Вера Рыч или Гай Пикардо, с их вкладом в развитие и популяризацию беларусской культуры и Беларуси на Западе, англичане. Архитектор строящейся беларусской церкви в Лондоне — Рафаил Цзыуай Со, китаец-гонконжец.
Интересная деталь: в Манифесте БВР нет ни слова про беларусский язык. Понятно, что подразумевалось, что он должен был бы быть государственным, но авторам документа, видимо, просто в голову не пришло дополнительно подчёркивать эту очевидную мысль.
На 90% политическая программа БВР продолжает быть актуальной и по сей день. И нам полезно быть знакомыми с этим важным артефактом беларусской политической мысли.
Материал подготовил Алесь Чайчыц.
Записи
— Финансовый отчёт по Дню Воли 2019 и БНР101! — Угроза Кремля, разгул шляхты, проблемы с законом - о чем писали «политологи» ВКЛ — Люблинская уния. Как создавалось «Союзное государство» Беларуси и... Польши — 7 часов, 70 согнанных военных и голосование по указке - как большевики провозгласили ССРБ — Что мы делали в 2018 году?