Прошлый список полезных книг был посвящён экономике, теперь поговорим о политической свободе и институтах, которые её обеспечивают. От классиков до современников, от консерваторов до либертарианцев ― тут нет одного мнения по большинству вопросов, но всех авторов объединяет традиционная для западной цивилизации вера в свободную личность.
Джон Локк, «Два трактата о правлении»
Быть может это банально, но «Два трактата о правлении» действительно важнейшая работа для тех, кто интересуется политикой, правом и философией. Разделение властей, естественные права человека, происхождение собственности и государства ― идеи Локка ничуть не утратили своего значения.
«Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав», — с этого тезиса классика английской философии начался классический либерализм.
Читать можно тут
Эдмунд Бёрк. Размышления о революции во Франции
Французская революция изменила весь ход мировой истории. Невозможно представить большевизм без якобинства, Всеобщую декларацию прав человека 1948 года без Декларации прав человека и гражданина 1789 года и т.д. В блестящем памфлете Эдмунда Бёрка дана консервативная альтернатива идеям общественного договора и «Царства Разума». Лучшей гарантией свободы является уважение к традиционным институтам и ценностям, включая церковь, семью и частную собственность. Именно они защищают человека от всевластия государства и разрушительных экспериментов утопистов всех мастей.
«Я представляю свободу как социальное освобождение. Это означает такой порядок вещей, при котором свобода сохраняется благодаря ограничению; это состояние, при котором ни один человек, ни человеческое сообщество, ни просто множество людей не могут нарушить права личности… Вы можете свергнуть монархию, но не получить свободы»
Читать можно тут
Алексис де Токвиль «Демократия в Америке»
Алексис де Токвиль написал великую и честную книгу об устройстве свободного общества в США. Его анализ политических институтов, достижений и проблем демократии остаётся образцом политической мысли. Токвиль восхищался независимым духом и достижениями американцев, но прозорливо предупреждал о риске «тирании большинства» и тотального подчинения личности демократической власти.
Власть эта абсолютна, дотошна, справедлива, предусмотрительна и ласкова. Ее можно было бы сравнить с родительским влиянием, если бы ее задачей, подобно родительской, была подготовка человека к взрослой жизни. Между тем власть эта, напротив, стремится к тому, чтобы сохранить людей в их младенческом состоянии; она желала бы, чтобы граждане получали удовольствия и чтобы не думали ни о чем другом. Она охотно работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром; она заботится о безопасности граждан, предусматривает и обеспечивает их потребности, облегчает им получение удовольствий, берет на себя руководство их основными делами, управляет их промышленностью, регулирует права наследования и занимается дележом их наследства. Отчего бы ей совсем не лишить их беспокойной необходимости мыслить и жить на этом свете?
Читать можно тут
Герберт Спенсер «Личность и государство»
Спенсер отстаивал принцип равной свободы ― «каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека». Но к концу XIX века такие мысли уступили место коллективизму и вере во всемогущество государства. «Личность и государство» стала ответом на новые идейные поветрия.
Спенсер обосновал единственное предназначение власти― защищать человека и его собственность от агрессии. Тогда к классику английской социологии не прислушались, трагические последствия не заставили долго ждать. По иронии судьбы, напротив могилы Герберта Спенсера покоится его идеологический антипод Карл Маркс.
Читать можно тут
Роберт Нозик «Анархия, государство и утопия»
Роберт Нозик ― известнейший политический философ второй половины XX века. В этой книге он показывает неизбежность существования государства, которое возникнет даже в анархическом обществе. Но только минимальное государство можно сочетать со свободой индивида.
У Нозика сложная аргументация и стиль, но его работа будет полезна тем, кому интересны вопросы справедливости, свободы и принуждения в современной философии.
Читать можно тут
Мюррей Ротбард «Этика свободы»
«Этика свободы» основана на простой идее самопринадлежности человека. Каждый является единственным владельцем своего тела и используемых ресурсов (полученных в результате первоначального присвоения, производства или добровольного обмена). В частной собственности Ротбард находит решение огромного количества проблем, возникающих в обществе.
Книга является доступным изложением философии свободы, позволяя по-новому оценить некоторые этические дилеммы. Отдельные выводы Ротбарда могут шокировать и вызвать несогласие, но это делает чтение ещё более увлекательным.
Читать можно тут
Франк Карстен и Карел Бекман «По ту сторону демократии»
Для многих свобода и демократия стали практически синонимами. Поэтому полезно знать и противоположную точку зрения.
С помощью простых аргументов Франк Карстен и Карел Бекман доказывают, что демократия ведёт к потере свободы, социальным конфликтам, росту правительственных расходов, снижению уровня жизни и индивидуальному бесправию. Они описывают разные альтернативы, отвергая мнение, что выбор ограничивается только диктатурой и демократией.
Читать можно тут
Джин Шарп. От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освбождения
Пособие американского политолога Джина Шарпа стало мегапопулярным в странах с авторитарными режимами. Он описал 198 методов ненасильственной борьбы с диктатурой, которые успешно использовались в ходе бархатных революций и других массовых выступлений.
Обретение политической свободы не требует кровопролития, напротив, диктатуры используют насилие как повод для репрессий. Этот подход Шарпа был особенно авторитетен вплоть до «арабской весны» и Евромайдана. Затем стало понятно, что не в каждом случае советы Шарпа можно эффективно реализовать. В случае с наиболее жестокими режимами они практически не работают. Но книга всё равно очень полезна для выбора стратегии политической борьбы.
Читать можно тут
Фридрих Август фон Хайек «Право, законодательство и свобода»
Это фундаментальная работа крайне важна для понимания происхождения норм и институтов, лежащих в основе свободного общества. «Основные инструменты цивилизации — язык, мораль, закон и деньги — суть результат не проекта, а стихийного развития, и вот два последних инструмента оказались искажены, оттого что стали безраздельной собственностью захватившей их организованной власти. Возможно, одна из важнейших задач нашего разума (которую левые все еще клеймят как ретроградную апологетику) состоит в том, чтобы вскрыть значение тех правил, которые никто не придумывал намеренно, но которые ведут к возникновению порядка, превосходящего наше понимание».
Хайек подробно проанализировал достоинства и изъяны современных демократических режимов и предложил возможные решения, которые должны защитить свободу от расширения государства.
Читать можно тут
Дэвид Грин. Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства
На примере британских обществ взаимопомощи историк и политолог Дэвид Грин показывает огромный потенциал гражданского общества, структуры которого десятилетиями решали вопросы социального обеспечения и медицинского обслуживания. Такие организации возникали повсеместно ― даже в БССР 20-х годов работали сотни крестьянских обществ взаимопомощи. В отличие от велфера, стимулирующего иждивенчество и подрывающего трудовую этику, они основаны на личной ответственности и благодарности за оказанную поддержку.
Читать можно тут
Подписывайтесь на него в Twitter, добавляйтесь в Facebook.
Записи
— Финансовый отчёт по Дню Воли 2019 и БНР101! — Угроза Кремля, разгул шляхты, проблемы с законом - о чем писали «политологи» ВКЛ — Люблинская уния. Как создавалось «Союзное государство» Беларуси и... Польши — 7 часов, 70 согнанных военных и голосование по указке - как большевики провозгласили ССРБ — Что мы делали в 2018 году?