Нам нужна ваша помощь

Прочитайте наше обращение. Вы важнее, чем думаете.

Просмотреть
Скрыть
1863x

Почему Беларусь — это Европа? Объясняем на примере Реформации

1863x, 6 ноября 2017

В 16 веке Западную Европу всколыхнула волна серьезных преобразований. Глубокие сдвиги произошли в общественной, политической, экономической, культурной и духовной жизни Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Нидерландов, Швеции и других стран. Все эти изменения были связаны с движением обновления церкви и получили название эпоха Реформации. Мы не были исключением —  Реформация стала важным событием и для земель ВКЛ, плотно включенных в европейские процессы.

ПРЕДПОСЫЛКИ

Долгие и сложные процессы в религиозной жизни Европы привели к тому, что можно условно назвать «моральным падением«.  Предыдущая эпоха Возрождения принесла не только новаторство в области живописи и скульптуры, но и отход от реальных христианских ценностей. Коррупция, разврат, предательство, ложь активно распространяются как в обществе, так и в католической церкви. Мода на роскошный образ жизни и жажда наслаждений становятся главным трендом среди элит на целое столетие. Церковь вместо морального ориентира чуть ли сама возглавляет процессы разложения, стремясь в первую очередь зарабатывать деньги и расширять свои владения. Следуя тогдашней моде на искусство, богачи и римские папы коллекционируют античные статуи, заказывают роскошные карты, оплачивают шикарные росписи. Сейчас мы можем с радостью видеть это в музеях, но в те времена для основного населения такой роскошный образ жизни 1% господ выливался в лишние поборы и налоги. Для уроовня трат требовались новые источники доходов, поэтому в ход пошла торговля индульгенциями, покупка чинов в церковной иерархии. Поборы, коррупция и лицемерие стали частью жизни.

Собор святого Петра в Риме

Именно индульгенции стали главным толчком к великому историческому событию. Монахи и священники за определённую плату якобы могут вымолить прощение грехов. Заплатив деньги, которые шли на строительство базилики святого Петра в Риме, человек получал заверенную папской печатью грамоту, гарантировавшую прощение грехов живому или мёртвому. Согласиться с этим  доктор теологии по имени Мартин Лютер никак не мог, и поэтому на воротах замкового костёла в Виттенберге появились 95 тезисов против индульгенций. Несколько папских теологов приняло вызов Лютера к дискуссии, но они ничего не смогли противопоставить его мыслям, а только обвинили брата Мартина в том, что он повторяет учение «еретика» Яна Гуса.

Папа римский прислал Лютеру грозное повеление отречься от своих взглядов. Реформатор ответил на это «Обращением к христианскому дворянству немецкой нации«, которое было издано неслыханным в те времена 4-тысячным тиражом и разошлось так быстро, что уже через месяц готовилось новое издание. В этом обращении, написанном по-немецки, Лютер утверждал, что нет смысла говорить о том, что священники — это какие-то особенные люди, так как, согласно Библии, все верующие принадлежат к священству, и напоминал, что истинная Реформация начинается в сердце человека.

Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве, 1557

Идеи, высказанные Лютером, быстро охватили всю Европу. В том числе и ВКЛ. Ещё за 2 месяца до «95 тезисов против индульгенции» полоцкий доктор Франциск Скарина издаёт Библию для своих соотечественников, предвосхищая дух Реформации.

ИМПУЛЬС ДЛЯ РАЗВИТИЯ

В те времена читать могли не все, что оставалось огромной проблемой вплоть до второй половины 20-го века. Поэтому люди очень примитивно и поверхностно знали про то, что написано в Библии. Духовная жизнь регулировалась церковью, которая брала функцию полного посредника, разрабатывая в первую очередь свои собственные догматы и наставления, которые нередко расходились с текстом Священного Писания.

Деятельность Скарины дала возможность получить грамотным слоям населения (городским жителям и шляхте) Библию по недорогой цене, что серьёзно подтолкнуло ВКЛ к развитию образования. А реформации вызвала появление типографий по всей стране, которые издавали литературу на старобеларуском языке. Множество знаменитых деятелей той эпохи принадлежали к протестантам, вдохновляясь в своей деятельности библейскими основами: Николай Радзивилл Чёрный и Николай Радзивилл Рыжий, Сымон Будный и Василий Тяпинский, Астафей Волович и Лев Сапега. 

Идеи Мартина Лютера и Жака Кальвина несколько десятилетий активно захватывали умы почти всей беларуской элиты. И привели к тому, чем мы можем гордиться на протяжении веков.

ВЕЛИКИЕ СВОБОДЫ И ВЕЛИКИЕ ЗАКОНЫ

В 1572 году умер, не оставив наследника, Жигимонт Август, последний представитель династии Ягайловичей. Возник вопрос о том, кто будет следующим королём польским и великим князем литовским. Многие в Речи Посполитой склонялись к кандидатуре Генриха Валуа, брата французского короля Карла IX. Среди беларуских кальвинистов это вызвало тревогу, потому что как раз в это время вся Европа была шокирована событиями Варфоломеевской ночи, когда во Франции было убито около 30 тысяч гугенотов (так во Франции называли кальвинистов). Когда в январе 1573 года шляхта Речи Посполитой собралась в Варшаве, чтобы определить условия жизни страны во время бескоролевья, Николай Радзивил Рыжий выступил с инициативой законодательно закрепить религиозную толерантность, чтобы предотвратить в государстве религиозные войны. В результате голосования был принят акт Варшавской конфедерации, один из пунктов которого гласил:

«А іж в Речы Посполітой ест розность немалая з стороны веры хрестіяньское, забегаючы тому, абы се с тое прычыны межы людмі заістье якое шкодлівое не вщело, которую по іншіх королевствах ясне відім, обецуем то собе сполне за нас і за потомкі нашы на вечные часы покой межы собою заховаті, а для розное веры і отмены в костелах крові не пролівать, ані се караті отсуженьем маетності, почстівостью, везеньем і выволаньем, і зверхності жадное, ані уряду до такового поступку жадным способом не помагать».

Оригинал акта Варшавской Конфедерации

Это был первый в мире правовой акт, декларировавший принципы равноправия между людьми разных вероисповеданий. Для Европы, охваченной огнём религиозных войн, Варшавская конфедерация стала примером, как решать вопросы свободы совести. Пятью месяцами раньше в Париже был объявлен королевский декрет, запрещающий по всей Франции любые собрания, проповеди и служения евангельских христиан, угрожавший за явное и тайное исповедание «ереси» смертью. До конца XVI века французские гугеноты ставили Речь Посполитую в пример своим соотечественникам.

Вообще время первого бескоролевья показало, на что способен народ, в котором живут идеи Реформации. Власть в Великом Княжестве взял на себя сенат во главе с великим гетманом Радзивилом Рыжим. Шляхта по всей стране начала созывать «каптуры» — конфедерации на уровне воеводства, которые должны были сохранить целостность государства и обеспечить внутреннее спокойствие на время бескоролевья. На дорогах и вдоль границ страны появились вооружённые отряды шляхты. К великому удивлению своих и чужих не было никакого замешательства. За полтора года отсутствия монарха в Великом Княжестве не было пролито ни капли крови. Внутренний порядок в государстве обеспечили сами литвины, отлично выдержав экзамен на гражданскую зрелость.

Доспех гусара ВКЛ

Между тем нужно было выбирать короля. Кандидатура французского кандидата Генриха Валуа нравилась католикам, но не нравилась кальвинистам. Но и те, и другие хотели заключить с будущим королём соглашение о власти. Так возникли знаменитые Генриховские артикулы. Их можно смело назвать конституционным актом Речи Посполитой Двух Народов, который очертил политическое и гражданское устройство государства. Шляхта, собранная под Варшавой, должна была сделать то, что через два столетия делали отцы-основатели Соединённых Штатов Америки. Генриховские артикулы определяли, что свободные элекции (выборы) короля и великого князя должны проходить при каждой смене монарха, при этом им нельзя препятствовать или определять преемника при жизни предыдущего короля. Так родилась настоящая «шляхетская демократия», значение которой еще не до конца осозанно в мировой истории.

ВКЛ И МИРОВОЕ ВЛИЯНИЕ

Вместе с Генриховскими артикулами будущему монарху поставили несколько условий, касающихся свободы вероисповедания в самой Франции. Эти условия требовали от Карла IX объявления повсеместной амнистии для гугенотов, признания свободы вероисповедания, возвращения наследникам кальвинистов, убитых в ночь святого Варфоломея, а также эмигрантам, имущества и достоинства, разрешения свободно проводить кальвинистские богослужения и снятия осады с гугенотских крепостей. Французский посол принял от имени будущего монарха эти условия, чем в значительной мере содействовал избранию Генриха Валуа королём Речи Посполитой.

Image result for Генрих Валуа

Генрих Валуа

Сразу после избрания посольство Речи Посполитой Двух Народов направилось к берегам Сены. Париж неохотно согласился на условия беларуских и польских кальвинистов. Была снята осада Ля Рошели, этому городу и ещё двум городам было разрешено публично проводить евангельские служения, а служения в частных домах разрешались по всей стране. Беларуские и польские кальвинисты совместными усилиями заставили французского короля дать свободу своим братьям по вере. На сколько пример Речи Посполитой побуждал Францию к веротерпимости, на столько пример Франции был для послов Речи Посполитой ещё одним доказательством правильности своей позиции. Они проезжали через сожжённые деревни и разрушенные города, видели голод и опустошение на всём своём пути. Поэтому с тем большей настойчивостью требовали от Генриха Валуа подтвердить, согласно генриховским артикулам, сохранение свободы веры, совести и слова. Когда во время торжественной мессы в соборе Нотр-Дам будущий король Речи Посполитой попытался обойти эти параграфы артикулов, один из послов, Ян Зборовский, перед всем королевским двором сказал: «Si non iurabis, non regnabis» (Если не присягнёшь, не будешь королём). Пришлось Генриху Валуа подтвердить артикулы Варшавской конфедерации. Во время коронации в Кракове 20 февраля 1575 года сцена из Нотр-Дам повторилась. Снова Валуа попытался обойти неудобные для него положения о свободе вероисповедания. Тогда Ян Фирлей, маршалок коронный, и Николай Радзивил Рыжий, великий гетман литовский, не позволили продолжать коронацию, пока не будут названы все пункты присяги, в том числе обязательство никого не преследовать за веру. Французский королевич уступил и стал королём и великим князем Генрихом I, а артикулы Варшавской конфедерации приобрели силу закона.

Таким образом наши представители вместе с поляками прямиком влияли на политику и жизнь ведущих государств того времени.

ПРОИГРЫШ РЕФОРМАЦИИ

В 1587 году великим князем литовским и королём польским был избран Жигимонт Ваза, сын шведского короля Яна III Вазы. «Король Стефан был добрым для солдат, а этот будет добрым для ксендзов«, — сказал своему окружению папский нунций, узнав о результатах выборов. И он знал, что говорил. Король Жигимонт Ваза на протяжении всего своего долгого правления ни на шаг не отступил от желания сделать католичество единственным вероисповеданием не только в Речи Посполитой, но и за её пределами. Этому была подчинена вся внутренняя и внешняя политика государства, а всё остальное не имела никакого значения в глазах монарха. Новый король как ничем другим брезговал толерантностью, которая была в те времена нормой в Речи Посполитой Двух народов, свидетельствует один из его современников, и «если бы от него только зависело, не было бы в этом королевстве ни одного схизматика, кальвиниста или лютеранина«.

Жыгимонт Ваза смотрит на тебя, как на еретика

Но при всём своём воинствующем католицизме Жигимонт Ваза во время коронации был вынужден подписать генриховские артикулы, которые ограничивали власть монарха и гарантировали свободу вероисповедания. Реформация в нашей стране была на очень сильных позициях, и одного желания короля её уничтожить было слишком мало. Хотя в Польском Королевстве католическая церковь уже отвоевала свои позиции, утерянные в середине века, в сенате Великого Княжества по-прежнему подавляющее большинство составляли кальвинисты и лютеране, и их голос не позволил Жигимонту Вазе пренебречь параграфами о веротерпимости. Статут Великого Княжества Литовского, подготовленный прежде всего евангельскими христианами, в одной из своих статей слово в слово повторял текст Варшавской конфедерации.

В 1589 году король Генрих IV изгнал из Франции иезуитов «как деморализаторов молодёжи, нарушителей общественного порядка, врагов короля и государства«. В Речи Посполитой в это же самое время иезуиты были поддерживаемы всей силой королевского авторитета. Жигимонт Ваза окружил себя иезуитами, которых знал ещё со Стокгольма, где члены этого ордена были его наставниками и воспитателями, и открыто заявил, что государственные должности он будет давать только католикам. Занять в государстве высокий пост можно было только по протекции этого мощного ордена. Соблазн был велик — магнаты, шляхта, часть горожан один за другим начали предавать Реформацию и переходить в католическую церковь, то ли желая получить должность, то ли опасаясь преследований. Наблюдая всё что, английский посол Томас Ро с горечью отмечал, что, как свидетельствует пример Речи Посполитой, «спесь и алчность многое могут в мире«.

Также Ливонская Война, появление униатов и взаимные богословские распри среди евангельских христиан значительно ослабили позиции Реформации. Когда в 1632 году Жигимонт Ваза умер, «весь сойм, сенат и народ более были заняты борьбой со своими соотечественниками, заражёнными ересью, чем безопасностью и целостностью Отечества, чем выборами нового правителя«, — писал папе римскому канцлер коронный Ежи Осолинский. На таком фундаменте ВКЛ не могло долго продержаться при наличии мощных соседей. Что история в дальнейшем и доказала.

ВЫВОДЫ

Тем не менее история Реформации и Контрреформация показывает, что ВКЛ (Беларусь) была типичным европейским государством, точно также включенным в общие процессы Европы, как и Англия. К примеру в Московии никакой Реформацией даже и не пахло.

Однажды один из моих преподавателей кандидат исторических наук Павел Лойка на экзамене в БГУ обронил фразу: «Да я в XVI-ом веке ВКЛ ориентируюсь лучше, чем в том, что происходит сейчас«. XVI-ый век действительно стал очень интересным для историков, получив условное название «золотой век ВКЛ». Наши достижения, основанные на библейском фундаменте, достигли пика мирового прогресса. Издание Библии, Статуты ВКЛ, закон о свободе вероисповедания, выборность короля — ни одно другое государство мира не могло в то время похвастаться таким широким набором.

Эпоха, которую начал Мартин Лютер, побудила к серьёзным переменам католическую церковь, которая ради сохранения позиций начала позитивные преобразования внутри себя, достигнув положительных результатов. В итоге Польша, Франция, Ирландия, Словакия и другие католические страны чувствуют сейчас себя вполне неплохо.

Все вышенаписанное вы не услышите с государственных телеканалов. Да и в школьных учебниках такого не найдёте. У нас принято гордиться совершенно другими достижениями, превозносить других героев и воспевать другие вехи истории. Но тем не менее, каким бы забытым сегодня ни был «золотой век ВКЛ», плодами его мы пользуемся до сих пор.