Нам нужна ваша помощь

Прочитайте наше обращение. Вы важнее, чем думаете.

Просмотреть
Скрыть
1863x

Исторические войны. Как СССР воевал с ВКЛ.

1863x, 19 ноября 2015

ПЕРВАЯ ВОЙНА СССР С ВКЛ

Отрицание ВКЛ как беларуского государства началось еще в царской России — когда царизм оккупировал ВКЛ в 1795 году. К 1860-м годам сложилась пресловутая концепция так называемого «западнорусизма», которая представляла литвинов-беларусов как крепостную скотину русских баринов и попов. После создания СССР, в 1920-е годы, «западнорусизм» был разоблачен Академией Наук и Институтом истории БССР как маразматическая и вредоносная беларусофобская выдумка.

В те годы Митрофан Довнар-Запольский (1867-1934) изложил свои взгляды по ключевым вопросам отечественной истории в брошюре «Основы государственности Беларуси». Он однозначно утверждал, что княжества Беларуси в эпоху Киевской Руси мало зависели от Киева, а позднее добровольно вошли в ВКЛ, посредством которого Беларусь сохраняла свой суверенитет вплоть до 1795 года. Четко постулировалось, что ВКЛ являлось беларуским государством.

Митрофан Довнар-Запольский

Затем Довнар-Запольский создал обобщающую работу по истории Беларуси, которая должна была стать учебником для студентов БССР. Однако в начале 1926 года большевистская цензура запретила ее издание. Как и в предыдущей публикации, автор показывал в этой книге выгоды для населения Беларуси от жизни в ВКЛ, а также говорил о вестернизации края, постепенном отдалении его от византийских традиций.

В 1930 году органы ГПУ уничтожили историческую школу БССР (в одной только Академии наук БССР было арестовано более 30 ученых, что составило треть ее тогдашнего штата). С этого времени наказывались арестом, каторгой или расстрелом суждения о том, что ВКЛ являлось беларуским государством. Постановление, принятое местными «идеологами», требовало «дальнейшего усиления бдительности… ко всяким проявлениям в рядах партии уклона в сторону местного беларуского шовинизма». Отныне любая попытка национально-патриотической интерпретации истории Беларуси получала ярлык «буржуазного национализма» и «контрреволюционности». Вульгарная критика, обрушившаяся на «историков-нацдемов», именно идею государственной независимости Беларуси и западную ориентацию преподносила как их наибольшую вину перед советской властью.

Вацлав Ластовский

Репрессии против историков БССР продолжились в 1933, 1937 и 1938 годах. Только за 10 месяцев (с марта 1937 по май 1938) в республике было казнено около 100 тысяч человек. Карательные органы «идеологов» в тот период осудили и казнили по лживым обвинениям известных историков «нацдемовского» лагеря: Александра Цвикевича, Вацлава Ластовского, Василия Друщица, Федора Забелло, Константина Кернажицкого, Александра Коваленю, Александра Левданского. Не повезло и лидерам марксистской историографии академикам Павлу Горину и Василию Щербакову. Их тоже предали смерти.

В годы Второй мировой войны Сталин поставил перед историками задачу по изменению облика России: отныне требовалось показывать ее как наиболее прогрессивную страну, игравшую ключевую роль во всех переломных моментах истории Европы. После победы над нацистской Германией сталинское руководство неоднократно критиковало советских историков за «принижение роли русского народа и русской культуры в мировой истории» и требовало от них усилить наступательную борьбу «против ревизионизма и буржуазной идеологии».

Начиная с середины 30-ых Сталин стал активно разыгрывать карту русского национализма, хотя до этого не раз заявлял обратное.

После обсуждения формулы «наименьшего зла», проведенного на страницах журнала «Вопросы истории» в 1951 году, присоединение нерусских народов к России было признано прогрессивным событием, тогда как их национально-освободительные движения, особенно направленные против России, отныне квалифицировали как реакционные явления. В соответствии с постановлениями ХІХ съезда КПСС (1952), одно из первых мест в советской историографии заняло «освещение прогрессивной роли России в истории человечества» и «ведущей роли русского народа в семье народов СССР». Тогда же исследования в области истории СССР (Российского государства) стали сопровождаться борьбой с проявлениями «буржуазного национализма» в национальных республиках и утверждением превосходства русского народа над всеми другими. Официальная историческая пропаганда все более последовательно проводила в жизнь формулу о «добровольном присоединении» народов СССР к России и хотя повторяла тезис о «дружбе народов СССР», все упорнее возвеличивала русский народ как «старшего брата»».

ВТОРАЯ ВОЙНА СССР С ВКЛ

В январе 1959 года на приеме в честь сорокалетия БССР, на который приехал Хрущев, первый секретарь ЦК КПБ Мазуров выступил с речью на беларуском языке. Хрущев был возмущен, почему речь была не по-русски. Чуть позже Хрущев высказался ещё более определенно: «Чем скорее мы все будем говорить по-русски, тем быстрее построим коммунизм». После этого началось вытеснение белорусского языка с тех позиций, которые он ещё занимал, особенно усилившееся после смены первого секретаря ЦК КПБ П. Машеровым в 1965 году.

Несмотря на расстрелы и репрессии, беларуские историки никак не хотели угомониться и продолжали воспевать ВКЛ как беларуское государство. Сразу после войны в журналах «Беларусь» и «Полымя»  появились статьи положительно оценивавшие ВКЛ, роль «Нашей Нивы» и ее авторов в становлении беларуской литературы, деятельность революционера-демократа Константина Калиновского и т.п.

В 1945 году вышла в свет брошюра секретаря ЦК КПБ Тимофея Горбунова (1904-1969) «Гераічнае мінулае беларускага народа», содержавшая утверждения вроде того, что Полоцкое княжество было «первым государством беларусов», где правили «беларуские князья». Вслед за ней в 1946 году появился первый том «Истории БССР» под редакцией Т.С. Горбунова. Однако эти книги осудило московское партийное руководство, а вслед за ним и холуйское минское. Их признали «националистическими», содержащими «антинаучные и лживые концепции», изъяли из книжных магазинов и библиотек.

Тимофей Горбунов

Затем Москва указала беларусам на ошибки идеологического характера, содержащиеся в исторических работах и литературных произведениях, изданных в БССР. Выполняя приказы «великого старшего брата», ХV пленум ЦК КПБ (27 ноября — 1 декабря 1947 г.) рассмотрел вопрос «О политической и идеологической работе компартии (большевиков) Беларуси среди интеллигенции». Он постановил развернуть борьбу против «низкопоклонства перед заграницей, перед реакционной буржуазной культурой», которое проявляется в «настроениях националистического порядка» (эти лозунги повторил и ХІХ съезд КПБ в феврале 1949 г.).

Пока в Минске, руководствуясь данными тезисами, продолжали работу над академическим сводом истории Беларуси, был создан завершающий компонент советской исторической доктрины — концепция древнерусской народности. Учение о едином этническом сообществе как общем предке трех восточнославянских народов разрабатывалось с 1930-х годов, но официальную поддержку властей оно получило только в послевоенное десятилетие. Решающую роль в этом сыграли тезисы ЦК КПСС, опубликованные в 1954 году в связи с 300-летним юбилеем Переяславской рады. В них впервые появилась лаконичная формулировка: «русский, украинский и белорусский народы происходят от единого корня — древнерусской народности, создавшей древнерусское государство Киевскую Русь».

В современных русских школьных учебниках Древнерусское Государство вытеснило Киевскую Русь практически полностью

С приданием концепции древнерусской народности статуса официальной теории, присоединение беларусов и украинцев к России требовалось называть «воссоединением», а любые действия, направленные на воссоздание целостности, якобы существовавшей в прошлом, оценивать только как прогрессивные и справедливые. При таком подходе центральным местом всей древней отечественной истории становилась Киевская Русь, а ВКЛ неизбежно оказывалось преградой закономерному историческому процессу восточнославянского единения, как наброшенная извне государственность, чуждая Беларуси в той же степени, что и России.

Первый школьный учебник истории БССР появился только в 1960 году, он оставался необязательным дополнением к курсу истории СССР. А учебник по истории Беларуси для студентов исторических факультетов ВУЗов появился только через 20 лет после школьного. В обоих «учебниках», похожих друг на друга как капли воды, из лысенковщины о какой-то выдуманной единой «древнерусской народности» как «колыбели» братских народов выводилось вековое стремление беларуского народа, угнетенного невесть кем, к воссоединению с Россией, прогрессивность разделов Речи Посполитой и включения Беларуси в состав Российской империи и т.п.

Предел абсурда учебников БССР: даже руководителю антироссийского восстания Калиновскому приписывали взгляды, якобы «отвечавшие давним стремлениям белорусского народа соединиться с великим русским народом в единой братской семье».

На самом деле Калиновский в своих воззваниях призывал беларусов сопротивляться московской оккупации и «плевать на веру лживую москальскую», а также вернуться к униатской вере «истинной дедов наших». Это какая же нужна «лупа», чтобы в этих призывах узреть желание «соединиться с великим русским народом в единой братской семье»?

ТРЕТЬЯ ВОЙНА СССР С ВКЛ

26 мая 1983 было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, об увеличении зарплаты учителей русского языка в беларускоязычных школах. Постановление предусматривало с января 1984 года увеличение на 15 % зарплаты учителей подготовительных и вторых-третьих классов, которые знали русский язык, и учили русскому языку и литературе в 4-11 классах общеобразовательных школ всех типов

Казалось, и в этот раз политическая полиция и «идеологи» СССР выкосили всех в БССР, кто симпатизировал ВКЛ как государству предков.

Но нет! Почва осталась та же самая, и вот в период короткой хрущевской «оттепели» опять полезли те же «сорняки». Опять в беларуской печати появились «вредные» публикации, авторы которых отошли от канонических версий отечественной истории. В первую очередь это публикации 1964-66 годов в журнале «Полымя», главным редактором которого был в то время народный поэт Беларуси Максим Танк.

World of Tank. Maxim Tank.

В целом хрущевская оттепель не повлияла на беларускую историографию. Историков не мог не сдерживать тот факт, что в ответ на попытки пересмотра некоторых оценок даже в начале «оттепели» появлялась жесткая критика в партийной печати. Так, первый секретарь ЦК КПБ Кирилл Мазуров (занимал этот пост в 1956-1965 гг.), выступая на ІІІ пленуме Союза писателей БССР, призвал «давать решительный отпор всяческим проявлениям буржуазного национализма».

Но очень быстро хрущевская «оттепель» кончилась. В связи с вводом советских войск в ЧССР в 1968 году Москва усилила борьбу «с идеологическими диверсиями империалистической пропаганды» в так называемых «союзных республиках». Пленум ЦК КПБ в 1968 году потребовал активизации идеологической работы с народом, а руководство Института истории АН БССР публично пообещало, что это учреждение будет вести «непримиримую борьбу против фальсификаторов истории белорусского народа». Под фальсификаторами подразумевались те, кто считал ВКЛ государством своих предков.

Да и сейчас сложно сказать о том, что Академия Наук стоит на страже национальных исторических интересов Беларуси

Дать «отпор» и «подкрепить фактами» марксистскую доктрину истории Беларуси было поручено главному авторитету советской историографии в БССР профессору демагогических наук Лаврентию Абецедарскому (1916-1975), который до своей смерти оставался автором единственного школьного учебника истории БССР, переизданного 14 раз без каких-либо изменений, а также одним из составителей школьной программы по этому предмету.

В 1970-х годах начался очередной виток в вакханалии охаивания в СССР ВКЛ и предков беларусов. В 1970 году ЦК КПБ в особом порядке рассмотрел ситуацию в историографии и принял постановление «О работе Института истории АН БССР», после чего работу гуманитарного отделения АН БССР анализировал очередной пленум ЦК. Констатируя факты «аполитичности, идейных шатаний» среди беларуской интеллигенции, партийный форум осудил «ошибочные взгляды» некоторых сотрудников Института истории и Института литературы. Постоянные кампании идеологических шавок БССР «по усилению борьбы с идеологическими диверсиями» и империалистической пропагандой не давали историкам возможности поднять голову.

Лаврентий Абецедарский. Главный противник идеи литвинства, и проводник западноруссизма.

Тогда же сотрудники КГБ выявили «националистический» кружок в Академии наук — неформальную группу патриотически настроенных ученых-гуманитариев. В 1974 году работы лишились 5 сотрудников (среди них Институт истории представлял археолог Михаил Чернявский), для других дело закончилось «принципиальной критикой товарищей». На будущее Пленум ЦК КПБ постановил при приеме в аспирантуру по истории отдавать приоритет тем, кого рекомендует партия.

Оригинал статьи.

Таким образом, на борьбу с ВКЛ и литвинством в своё были брошенны значительные силы советской исторической науки. Однако, несмотря ни на что, беларусы с каждым годом стремятся разобраться в своей истории и приходят к настоящим знаниям, незамутненным совковой пропагандой. Спасибо большое тем людям, которые в самые тёмные часы продолжали хранить истину и нести её в массы. Мы продолжим ваше дело.

Жыве Беларусь!

ПЕРВАЯ ВОЙНА СССР С ВКЛ

Отрицание ВКЛ как беларуского государства началось еще в царской России — когда царизм оккупировал ВКЛ в 1795 году. К 1860-м годам сложилась пресловутая концепция так называемого «западнорусизма», которая представляла литвинов-беларусов как крепостную скотину русских баринов и попов. После создания СССР, в 1920-е годы, «западнорусизм» был разоблачен Академией Наук и Институтом истории БССР как маразматическая и вредоносная беларусофобская выдумка.

В те годы Митрофан Довнар-Запольский (1867-1934) изложил свои взгляды по ключевым вопросам отечественной истории в брошюре «Основы государственности Беларуси». Он однозначно утверждал, что княжества Беларуси в эпоху Киевской Руси мало зависели от Киева, а позднее добровольно вошли в ВКЛ, посредством которого Беларусь сохраняла свой суверенитет вплоть до 1795 года. Четко постулировалось, что ВКЛ являлось беларуским государством.

Митрофан Довнар-Запольский

Затем Довнар-Запольский создал обобщающую работу по истории Беларуси, которая должна была стать учебником для студентов БССР. Однако в начале 1926 года большевистская цензура запретила ее издание. Как и в предыдущей публикации, автор показывал в этой книге выгоды для населения Беларуси от жизни в ВКЛ, а также говорил о вестернизации края, постепенном отдалении его от византийских традиций.

В 1930 году органы ГПУ уничтожили историческую школу БССР (в одной только Академии наук БССР было арестовано более 30 ученых, что составило треть ее тогдашнего штата). С этого времени наказывались арестом, каторгой или расстрелом суждения о том, что ВКЛ являлось беларуским государством. Постановление, принятое местными «идеологами», требовало «дальнейшего усиления бдительности… ко всяким проявлениям в рядах партии уклона в сторону местного беларуского шовинизма». Отныне любая попытка национально-патриотической интерпретации истории Беларуси получала ярлык «буржуазного национализма» и «контрреволюционности». Вульгарная критика, обрушившаяся на «историков-нацдемов», именно идею государственной независимости Беларуси и западную ориентацию преподносила как их наибольшую вину перед советской властью.

Вацлав Ластовский

Репрессии против историков БССР продолжились в 1933, 1937 и 1938 годах. Только за 10 месяцев (с марта 1937 по май 1938) в республике было казнено около 100 тысяч человек. Карательные органы «идеологов» в тот период осудили и казнили по лживым обвинениям известных историков «нацдемовского» лагеря: Александра Цвикевича, Вацлава Ластовского, Василия Друщица, Федора Забелло, Константина Кернажицкого, Александра Коваленю, Александра Левданского. Не повезло и лидерам марксистской историографии академикам Павлу Горину и Василию Щербакову. Их тоже предали смерти.

В годы Второй мировой войны Сталин поставил перед историками задачу по изменению облика России: отныне требовалось показывать ее как наиболее прогрессивную страну, игравшую ключевую роль во всех переломных моментах истории Европы. После победы над нацистской Германией сталинское руководство неоднократно критиковало советских историков за «принижение роли русского народа и русской культуры в мировой истории» и требовало от них усилить наступательную борьбу «против ревизионизма и буржуазной идеологии».

Начиная с середины 30-ых Сталин стал активно разыгрывать карту русского национализма, хотя до этого не раз заявлял обратное.

После обсуждения формулы «наименьшего зла», проведенного на страницах журнала «Вопросы истории» в 1951 году, присоединение нерусских народов к России было признано прогрессивным событием, тогда как их национально-освободительные движения, особенно направленные против России, отныне квалифицировали как реакционные явления. В соответствии с постановлениями ХІХ съезда КПСС (1952), одно из первых мест в советской историографии заняло «освещение прогрессивной роли России в истории человечества» и «ведущей роли русского народа в семье народов СССР». Тогда же исследования в области истории СССР (Российского государства) стали сопровождаться борьбой с проявлениями «буржуазного национализма» в национальных республиках и утверждением превосходства русского народа над всеми другими. Официальная историческая пропаганда все более последовательно проводила в жизнь формулу о «добровольном присоединении» народов СССР к России и хотя повторяла тезис о «дружбе народов СССР», все упорнее возвеличивала русский народ как «старшего брата»».

ВТОРАЯ ВОЙНА СССР С ВКЛ

В январе 1959 года на приеме в честь сорокалетия БССР, на который приехал Хрущев, первый секретарь ЦК КПБ Мазуров выступил с речью на беларуском языке. Хрущев был возмущен, почему речь была не по-русски. Чуть позже Хрущев высказался ещё более определенно: «Чем скорее мы все будем говорить по-русски, тем быстрее построим коммунизм». После этого началось вытеснение белорусского языка с тех позиций, которые он ещё занимал, особенно усилившееся после смены первого секретаря ЦК КПБ П. Машеровым в 1965 году.

Несмотря на расстрелы и репрессии, беларуские историки никак не хотели угомониться и продолжали воспевать ВКЛ как беларуское государство. Сразу после войны в журналах «Беларусь» и «Полымя»  появились статьи положительно оценивавшие ВКЛ, роль «Нашей Нивы» и ее авторов в становлении беларуской литературы, деятельность революционера-демократа Константина Калиновского и т.п.

В 1945 году вышла в свет брошюра секретаря ЦК КПБ Тимофея Горбунова (1904-1969) «Гераічнае мінулае беларускага народа», содержавшая утверждения вроде того, что Полоцкое княжество было «первым государством беларусов», где правили «беларуские князья». Вслед за ней в 1946 году появился первый том «Истории БССР» под редакцией Т.С. Горбунова. Однако эти книги осудило московское партийное руководство, а вслед за ним и холуйское минское. Их признали «националистическими», содержащими «антинаучные и лживые концепции», изъяли из книжных магазинов и библиотек.

Тимофей Горбунов

Затем Москва указала беларусам на ошибки идеологического характера, содержащиеся в исторических работах и литературных произведениях, изданных в БССР. Выполняя приказы «великого старшего брата», ХV пленум ЦК КПБ (27 ноября — 1 декабря 1947 г.) рассмотрел вопрос «О политической и идеологической работе компартии (большевиков) Беларуси среди интеллигенции». Он постановил развернуть борьбу против «низкопоклонства перед заграницей, перед реакционной буржуазной культурой», которое проявляется в «настроениях националистического порядка» (эти лозунги повторил и ХІХ съезд КПБ в феврале 1949 г.).

Пока в Минске, руководствуясь данными тезисами, продолжали работу над академическим сводом истории Беларуси, был создан завершающий компонент советской исторической доктрины — концепция древнерусской народности. Учение о едином этническом сообществе как общем предке трех восточнославянских народов разрабатывалось с 1930-х годов, но официальную поддержку властей оно получило только в послевоенное десятилетие. Решающую роль в этом сыграли тезисы ЦК КПСС, опубликованные в 1954 году в связи с 300-летним юбилеем Переяславской рады. В них впервые появилась лаконичная формулировка: «русский, украинский и белорусский народы происходят от единого корня — древнерусской народности, создавшей древнерусское государство Киевскую Русь».

В современных русских школьных учебниках Древнерусское Государство вытеснило Киевскую Русь практически полностью

С приданием концепции древнерусской народности статуса официальной теории, присоединение беларусов и украинцев к России требовалось называть «воссоединением», а любые действия, направленные на воссоздание целостности, якобы существовавшей в прошлом, оценивать только как прогрессивные и справедливые. При таком подходе центральным местом всей древней отечественной истории становилась Киевская Русь, а ВКЛ неизбежно оказывалось преградой закономерному историческому процессу восточнославянского единения, как наброшенная извне государственность, чуждая Беларуси в той же степени, что и России.

Первый школьный учебник истории БССР появился только в 1960 году, он оставался необязательным дополнением к курсу истории СССР. А учебник по истории Беларуси для студентов исторических факультетов ВУЗов появился только через 20 лет после школьного. В обоих «учебниках», похожих друг на друга как капли воды, из лысенковщины о какой-то выдуманной единой «древнерусской народности» как «колыбели» братских народов выводилось вековое стремление беларуского народа, угнетенного невесть кем, к воссоединению с Россией, прогрессивность разделов Речи Посполитой и включения Беларуси в состав Российской империи и т.п.

Предел абсурда учебников БССР: даже руководителю антироссийского восстания Калиновскому приписывали взгляды, якобы «отвечавшие давним стремлениям белорусского народа соединиться с великим русским народом в единой братской семье».

На самом деле Калиновский в своих воззваниях призывал беларусов сопротивляться московской оккупации и «плевать на веру лживую москальскую», а также вернуться к униатской вере «истинной дедов наших». Это какая же нужна «лупа», чтобы в этих призывах узреть желание «соединиться с великим русским народом в единой братской семье»?

ТРЕТЬЯ ВОЙНА СССР С ВКЛ

26 мая 1983 было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, об увеличении зарплаты учителей русского языка в беларускоязычных школах. Постановление предусматривало с января 1984 года увеличение на 15 % зарплаты учителей подготовительных и вторых-третьих классов, которые знали русский язык, и учили русскому языку и литературе в 4-11 классах общеобразовательных школ всех типов

Казалось, и в этот раз политическая полиция и «идеологи» СССР выкосили всех в БССР, кто симпатизировал ВКЛ как государству предков.

Но нет! Почва осталась та же самая, и вот в период короткой хрущевской «оттепели» опять полезли те же «сорняки». Опять в беларуской печати появились «вредные» публикации, авторы которых отошли от канонических версий отечественной истории. В первую очередь это публикации 1964-66 годов в журнале «Полымя», главным редактором которого был в то время народный поэт Беларуси Максим Танк.

World of Tank. Maxim Tank.

В целом хрущевская оттепель не повлияла на беларускую историографию. Историков не мог не сдерживать тот факт, что в ответ на попытки пересмотра некоторых оценок даже в начале «оттепели» появлялась жесткая критика в партийной печати. Так, первый секретарь ЦК КПБ Кирилл Мазуров (занимал этот пост в 1956-1965 гг.), выступая на ІІІ пленуме Союза писателей БССР, призвал «давать решительный отпор всяческим проявлениям буржуазного национализма».

Но очень быстро хрущевская «оттепель» кончилась. В связи с вводом советских войск в ЧССР в 1968 году Москва усилила борьбу «с идеологическими диверсиями империалистической пропаганды» в так называемых «союзных республиках». Пленум ЦК КПБ в 1968 году потребовал активизации идеологической работы с народом, а руководство Института истории АН БССР публично пообещало, что это учреждение будет вести «непримиримую борьбу против фальсификаторов истории белорусского народа». Под фальсификаторами подразумевались те, кто считал ВКЛ государством своих предков.

Да и сейчас сложно сказать о том, что Академия Наук стоит на страже национальных исторических интересов Беларуси

Дать «отпор» и «подкрепить фактами» марксистскую доктрину истории Беларуси было поручено главному авторитету советской историографии в БССР профессору демагогических наук Лаврентию Абецедарскому (1916-1975), который до своей смерти оставался автором единственного школьного учебника истории БССР, переизданного 14 раз без каких-либо изменений, а также одним из составителей школьной программы по этому предмету.

В 1970-х годах начался очередной виток в вакханалии охаивания в СССР ВКЛ и предков беларусов. В 1970 году ЦК КПБ в особом порядке рассмотрел ситуацию в историографии и принял постановление «О работе Института истории АН БССР», после чего работу гуманитарного отделения АН БССР анализировал очередной пленум ЦК. Констатируя факты «аполитичности, идейных шатаний» среди беларуской интеллигенции, партийный форум осудил «ошибочные взгляды» некоторых сотрудников Института истории и Института литературы. Постоянные кампании идеологических шавок БССР «по усилению борьбы с идеологическими диверсиями» и империалистической пропагандой не давали историкам возможности поднять голову.

Лаврентий Абецедарский. Главный противник идеи литвинства, и проводник западноруссизма.

Тогда же сотрудники КГБ выявили «националистический» кружок в Академии наук — неформальную группу патриотически настроенных ученых-гуманитариев. В 1974 году работы лишились 5 сотрудников (среди них Институт истории представлял археолог Михаил Чернявский), для других дело закончилось «принципиальной критикой товарищей». На будущее Пленум ЦК КПБ постановил при приеме в аспирантуру по истории отдавать приоритет тем, кого рекомендует партия.

Оригинал статьи.

Таким образом, на борьбу с ВКЛ и литвинством в своё были брошенны значительные силы советской исторической науки. Однако, несмотря ни на что, беларусы с каждым годом стремятся разобраться в своей истории и приходят к настоящим знаниям, незамутненным совковой пропагандой. Спасибо большое тем людям, которые в самые тёмные часы продолжали хранить истину и нести её в массы. Мы продолжим ваше дело.

Жыве Беларусь!